Попытка перевода; The New York Times, "Why Israel Can’t Make Peace With Hamas"

Jan 22, 2009 01:21

Как и обешал, с небольшим опозданием перевел любппытную, и в чем-то обескураживающую статью.



Нью-Йорк Таймс,
14 Января 2009.

Почему Израиль не может примириться с ХАМАСом

Автор: Джефри Голдберг.

Летом 2006-го, в момент, когда ракеты Хизбаллы падали на север Израиля практически непрерывно, мне исповедался Низар Райян, женатый на четырех, отец 12-ти детей, исламский теолог и халднокровный убийца.

Мы встретились с ним в бетонной мечети на територии лагеря беженцев Джебалия. Райян являлся тогда членом правящей верхушки Хамаса и одним из основных вербовщиков террористов-самоубийц вплоть до двух недель назад, когда Израильтяне убили его (вместе с несколькими его женами и детьми).

На нашу встречу он опоздал. Опасался он киллеров уже тогда, и когда я попросил его описать свой обычный день, он спросил уж не шпионю ли я на ФАТХ. Не Моссад или ЦРУ, заметьте, а ФАТХ.

Каким же фантасмагорически странным стал Арабо-Израильский конфликт! Обученный в Саудовкой Аравии, ярый анти-шиитский (тем не менее поддерживаемый Ираном) идеолог Хамаса подозревал меня, бывшего охранника израильской военной тюрьмы, ставшего журналистом, в том, что я якобы шпионю на Арафатовский ФАТХ, на организацую, стоявшую когда-то на передовой анти-Израильского терроризма, но теперь ставшую, по словам Райяна, беззащитной и непростительно умеренной.

В условиях меж-палестинской гражданской войны, ФАТХ, контролирующий большую часть территории Западного Берега и ведущий постоянные переговоры с Израилем, стал самым непримиримым врагом Райяна, партией вероотступников и предателей-марионеток.

Он заявил: "Сначала нам надо разобраться с мусульманами, говорящими о мирном процессе, а потом уж разберемся и с вами".

Но в тот день мы говорили в основном о хадисе, изречении пророка Магомета, относилосящееся к евреям и их разным бесчисленным порокам. Подобные разговоры, хотя и бывают интересными с образовательной точки зрения, со временем надоедают, особенно если собеседник - еврей. Но по крайней мере я узнал, что и у него есть слабые места.

"Хизбалла неплохо справляется против Израильтян, не так ли?" спросил я. Его лицо в момент омрачилось, значит он уловил подтекст в моем вопросе. В это время ХАМАС тоже обстреливал Израиль, но нерегулярно и с переменным "успехом". "Мы подерживаем наших братьев по сопротивлению", ответил он. Но затем добавил: "Мне кажется наша ситуация несколько иная".

Как же так?

Он сказал: "У них есть преимущество, которого нет у нас в Газе. У них отличное оружие. Хизбалла свободно перевигается в Ливане, а мы тут в Израильской мышеловке. Так что мне не нравится слышать, что якобы они - подлинные лидеры сопротивления. Это меня сильно злит. Для нас они - герои, но лишь мы сражаемся за Палестину".

"К тому же они - шииты", добавил я.

Райян, обучавшийся Саудовскими Вакхабистскими клерикалами, известен в Газе как ярый сторонник Суннитского течения. Он даже иногда проводил лекции в Исламском Университете Газы об опасностях проникновения Шиитской "заразы". "Вот именно! У них много скрытых замыслов" ответил он. "Нам необходимо это иметь в виду".

Люди ХАМАСа по всей Газе были не были однородны в своем отношении к Хизбалле: как-то ночью я наткнулся на ХАМАСовскую ракетную бригаду в Бейт-Хануне, на северной границе сектора. Лидер группы, которого звали Абу Убейда, сказал, что он тоже был разочарован успехом Хизбаллы. Он даже поинтересовался, не было ли репортажей по Американским каналам о ракетных атаках ХАМАСа этим летом, и когда я ему сказал, что не было, он даже как-то осунулся. "Все говорят только о том, что Хизбалла удивительна", пожаловался он. "Мы, конечо, поддерживаем наших братьев из Хизбаллы, но действительно, посмотри какие у них преимущества. Им же Иран поставляет все ракеты, какие хочешь".

ХАМАС далеко не однороден, и мнения внутри группировки разнятся по многим вещам, включая договоренность с шиитской Хизбаллой и Ираном. Бывший лидер ХАМАСа Абдель Азиз Рантиси рассказал мне, незалолго до того, как его убрали Израильтяне в 2004-ом, что было бы нечестно винить Иран в своих проблемах. "Что для нас сделали Арабские страны?", спсросил он. "А вот Иран стойко стоит против Евреев."

Несомненно что и сегодня убеждения Рантиси властвуют внутри организации, и многие в ХАМАС мечтают об еще более плотных связях с Тегераном, особенно в прошлом месяце, после того, как по ним ударил Израиль. Даже те кто убежден, что Иран тайно пытается обратить Палестинцев-Суннитов в Шиитскую веру, согласны с тем, что анти-Израильские идеи Шиитов походят для сопротивления.

И поскольку сейчас война в Газе близится к некоему завершению, неумолимо встанет судьбоносный вопрос: должен ли Израиль (и, соответственно, США) вести серьезные и продолжительные переговоры с ХАМАСом?

Это вполне справедливый вопрос, который стоит обсуждать, но и он привязан к определенным политическим и религиозным реалиям. Например, с тем, что ХАМАС неким образом "соревнуется" с Хизбаллой, которая для них является не только источником оружия и инструкторов, но и своеобразной моделью поведения.

Желание ХАМАСа превзойти достижения Хизбаллы, разумеется, понятны, но в конечном счете они приводят к еще большей радикализации движения. Одной из причин, среди многих, по которой ХАМАС нарушил перемирие с Израилем была попытка доказать исламскому миру, который поражался Хизбалле, что и ХАМАС тоже вполне дееспособен.

Другой реалией является религия. ХАМАС и Хизбалла принадлежат разным течениям Ислама. ХАМАС - это палестинская ветвь Суннитского Братства Мусульман, а Хизбалла - это наипрямейший ставленник Ирана, который действует по радикальной Шиитской идеологии аятоллы Рухоллы Хомейни. Тем не менее обе группировки разделяют убеждение, что евреи - это вселенское зло, враги Ислама, от которых Магомет нашел убежище в Медине.

Время от времени сторонники переговоров предполагают, что враждебность ХАМАСа к евреям может быть неким образом изменена. Но за все годы, что я их знаю, у меня ни разу не возникло сомнения в неискренности их антисемитизма. Как и Хизбалла, ХАМАС уверен, что Богу противна идея еврейского государства в Палестине.

Обе группы безжалостны в своей риторике, хотя иногда и кажется, что ХАМАС идет по стопам Хизбаллы. Как-то я спросил у Абдель Азиза Рантиси, откуда он почерпнул свою "истину" о Холокосте, которого, по его словам, не было. А в ответ он цитировал мне книги, изданные Хизбаллой. И ХАМАС и Хизбалла разделают мнение, что решение палестинской проблемы находится в Европе. Спикер Хизбаллы Хасан Иззедин сказал мне однажды, что еврям выжившим после мусульманского "освобождения" Палестины "позволят вернуться в Германию, или туда, откуда они приехали". Еще он утверждал, что евреи являются "сущим проклятием для всех, кто живет рядом с ними".

Низар Райян высказывал подобные же суждения во время нашего ночного разговора в 2006-ом. Мы обсуждали с ним строки Корана, говорящие что Бог превратил неверных евреев в обезьян и свиней. Эти же строки, кстати, лидер Хизбаллы Хасан Насралла многократно повторяет в своих речах, да и не только он. На одном из парадов в Бейруте он сказал: "мы прокричим в лицо убийц пророка, происходящим от свиней и обезьян: мы надеемся, что в следующем году вас уже не увидим. И клич у нас один - Смерть Израилю".

Райян сказал, что технически Насралла ошибся. "Аллах превратил неверных евреев в обезьян и свиней, это так, но он также лишил этих обезьян и свиней способности размножаться", сказал он. "Так что буквально было бы неверно сказать, что сегодняшние евреи от них произошли, но верно то, что многие из потомков евреев превратились в обезьян и свиней, а также верно и то, что Аллах заставляет евреев платить за свои грехи множеством способов. Они - прóклятый народ."

Я задал ему вопрос, который обычно спрашивал у лидеров ХАМАСа: согласен ли он на что-либо большее, чем тактическое временное перемирие с Израилем? Я сам понимал глупость своего впроса для данного человека, который верит что время от времени Аллах превращает евреев в свиней и обезьян. Он, конечно же, не самая типичная кандидатура для переговоров типа Кемп-Девидских. Райян ответил именно так, как я и предполагал, заявив, что в долгосрочном перемирии нет необходимости, поскольку силам ислама не займет много времени для уничтожения Израиля.

У некоторых лидеров Израиля есть идефикс, что ХАМАС якобы можно силой свернуть с радикального курса. это неверное и очень опасное заблуждение. Да, ХАМАС можно ослабить военной силой на некоторое время, но танками не переубедишь человека в том, во что он искренне верит. Верно также и обратное: ХАМАС не задобришь для перехода в умеренное мировоззрение. Ни один из подходов не рассматривается ими как искренний или серьезный.

На мой взгляд, крошечный шанс на мир есть сегодня там, где он был и до вторжения Израиля в Газу: умеренные арабские государства, Европа, США, и в особенности Израиль должны помочь противнику ХАМАСа, ФАТХу, принести на западный берег настоящую свободу, а потом надеяться что население Газы, которое в большинстве своем не симпатизирует ХАМАСу, увидит на западном берегу альтернативу отсталому и убогому видению вещей Насраллы и Райяна.

Автор статьи - Джефри Голдберг, специальный корреспондент журнала Атлантик, автор книги 'Заключенные: История Дружбы и Террора'.

Уже потом наткнулся на профессиональный перевод этой-же статьи на другом сайте. Смотрите, сравнивайте. Я, конечно, далеко не профессионал...

война, ХАМАС, арабы, Израиль

Previous post Next post
Up