каникулы 2012

Nov 02, 2012 23:11

Каникулы определенно удались. Или это осень? Вернулась окончательно только спустя почти неделю после даты, указанной в билете.

Честно говоря, немного опасалась ехать в Москву в октябре. В том плане, что с мокрыми ногами не особенно погуляешь, а гулять я люблю. Да еще и привычный ориентир, Тикки, как раз уехала на украинские гастроли. В итоге to-do list фактически состоял из одного пункта - найти спецбумагу для оригами. Я почему-то думала, что это просто, и решила добавить в список что-нибудь еще.

[Spoiler (click to open)]
С одной стороны, конечно, удобно, когда каждый день что-то происходит, но с другой - иногда в один день тоже может происходить несколько интересующих тебя вещей. Например, концерты Екатерины Болдыревой и Павла Фахртдинова и политэкономический фильм, завершающий неделю научного кино. Но несколько возможностей все же предпочтительнее их отсутствия, по-моему. Определиться особенного труда не составило: первую половину недели я посвятила левополушарной нагрузке, а вторую - правополушарной.

По первой части программы успела послушать две лекции и посмотреть два фильма. Вообще побольше бы таких научно-популярных мероприятий. Особенно относящихся к таким сложным областям знаний, как математика. Стереотип ведь какой? Люди занимаются непонятно чем непонятно зачем в своей изолированной башне из слоновой кости. В принципе, так и есть, только башня и входы, и выходы имеет в количестве, и хорошо, когда это показывают. Не говоря уж о том, что просто приятно смотреть, как увлеченные люди рассказывают о любимом деле. А некоторые (его зовут Седрик Виллани, лауреат Филдсовской премии 2010 г.) делают это с таким артистизмом, что Камбербэтч-Шерлок отдыхает. Ну или, по крайней мере, заставляют задуматься, не с них ли был списан персонаж.

Седрик, конечно, - самый яркий из героев фильма. Но и другие вызывают самые теплые чувства, во многом благодаря тому, что с этими чувствами фильм был снят. Ну разве можно не улыбнуться, когда говорят, что если что-то (в данном случае максимально плотно заполнить пространство тетраэдрами) не получается в трехмерном пространстве, нужно попробовать в четырехмерном? Или когда один из героев рассказывает о том, что его в математике привлекает свобода действий, которой нет в реальном мире, и в это время в кадре по соседству прогуливается случайный человек без штанов? А "кажется, я запутался" другого героя, попытавшегося объяснить направление своих исследований в области рациональных чисел, которым заканчивается фильм, чего стоит!

В общем, смотрите "Чувственную математику" на экранах вашего города - режиссер собирается выпустить ее в прокат, поэтому в сети пока не должна оказаться, что жаль, но когда-нибудь появится.

Доклад об исследовании языковых способностей животных тоже был весьма любопытным. Рассказывали, в основном, про обезьян разных видов. Некоторых учили языку жестов, других - использованию идеограмм. Первым способом вроде бы получалось лучше, потому что детенышей помещали среди тех, кто этим языком пользуется сам. В итоге обучаемые могли использовать по назначению до 500 слов, понимать синтаксические конструкции (порядок слов в предложении), говорить о ближайшем прошлом и будущем, вовсю пытались обмануть учителей под разными предлогами (типа "хочу в туалет") и даже говорили сами с собой (типа "скорее-скорее"). А еще они использовали сочетания слов для обозначения незнакомых вещей. Угадайку по этому поводу сейчас вынесу в отдельный пост.

А не имеют своего языка они только по причине практически полного отсутствия социального поведения - кооперации, потребности делиться эмоциями и планировать общие действия.

Интересно было бы еще провести подобные опыты на птицах - воронах или попугаях. Говорят, они по уровню развития мозга примерно соответствуют приматам.

Закрывал программу фильм с устрашающим названием "Четыре всадника", в котором раскаявшиеся финансисты и нераскаявшиеся журналисты и философы рассказывали, как банки делают деньги из воздуха и, в общем-то, владеют информацией и миром, как борьба с терроризмом и контракты на восстановление инфраструктуры в соответствующих регионах только увеличивают число объектов борьбы. Ну и как водится, о проблеме исчерпаемых ресурсов. Любопытно, что в конце голос за кадром сообщил, что фильм вовсе не социалистический, как можно было бы подумать, а капиталистически-антиолигархический. Часть разоблачителей это даже подтвердила. А вот Ноама Хомского среди них не было, что логично, как я теперь вижу из Википедии. Но все равно забавно.

А перед фильмом выступал как раз один из более многочисленной группы финансистов, бывший консультант министра экономики Франции Жан Пизани-Ферри. Он посвятил свою лекцию истории нынешнего еврокризиса. Оказывается, после неполадок в Греции никто не почесался, потому что списали проблемы на неправильную бюджетную политику. Следующей была Ирландия с внезапно большим объемом невозвращаемых кредитов. Примерно то же - бум строительства недвижимости и последующий уход капитала на родину инвесторов во время кризиса - чуть позже и в Португалии с Испанией. Тут уже надо было что-то делать, но не могли решить, что именно. В общем, фильм был логичным продолжением лекции.

Что-то я много написала. Хотя вообще левополушарная тема предполагает. Вторая часть будет короче.

EXIT Project - это милый солист-электроник, скрипка Маши Логофет и целых три саксофониста, один из которых - девушка, а другой - басист. Если коротко, то exit случился. Было необычно, красиво и драйвово. Наверное, поэтому после концерта соседи по столику спросили, не пианистка ли я, часом, а потом дали визитку и пригласили звонить, когда буду в Москве.

Другое посещенное мной музыкальное мероприятие было в некотором смысле еще более странным. В афише значилось "лекция-концерт", но я бы скорее назвала его медитацией с элементами лекции. Потому что первым делом слушателям сообщили, что музыкальная традиция, с которой нас хотят познакомить, берет начало в одном из течений дзен-буддизма, где игра на бамбуковой флейте сякухати была единственной формой монашеской практики. В общем, это не надо слушать, когда беспокоишься, как бы куда-нибудь не опоздать. Я в итоге не опоздала (пришлось сбежать), но мастер-класс по изготовлению бумажных журавликов вышел очень сумбурным. Надеюсь, что все-таки он не был совсем бесполезным.

А в перерывах между всем этим безобразием я нашла (в пятом или шестом магазине) бумагу для оригами, забавные штучки в галерее Винзавод и хороших людей. Но это уже другая история.

впечатления, музыка

Previous post Next post
Up