"Я думаю, ты не знаешь, что такое печаль" (с)
"Волхв"
Про Волхва можно говорить бесконечно, но это действительно великолепная, мастерски написанная книга. Недаром она внесена во все мыслимые списки "must read", недаром ее читают и пытаются переварить люди со всего мира. "Волхва" может и должен читать каждый, вопрос состоит только в том, каждый ли сможет понять ее смысл. Или смысл для каждого свой?..)
"Великое произведение, в котором напряжение постоянно растет, а человеческий разум оказывается в роли подопытной морской свинки... Фаулз экспериментирует со сложнейшей темой... и попадает точно в цель": Sunday Telegraph
Это произведение можно считать современной классикой. Несмотря на множество мифологических и литературных аллюзий, обилие которых доставит неподдельное удовольствие интеллектуалам, сам по себе сюжет настолько замысловат и закручен, что кого угодно способен поставить в тупик. Перевалив за достаточно скучную завязку, в которой инфантильный главный герой наматывает сопли на кулак, дальше от книги невозможно оторваться, так как начинается удивительная игра, манипуляция сознанием, галлюцинации и бог знает что еще. Обо всем этом чрезвычайно трудно догадаться в процессе чтения, и как только читатель думает, что он разгадал загадку, и ему все ясно, автор делает ход конем, и в голове читателя все снова переворачивается с ног на голову, как и в жизни главного героя. Вымысел, фантастика, театр теней и реальность - все сплетается воедино. Одно можно сказать точно: вам не удастся отрешиться от героя в процессе чтения. Вы будете переживать все перипетии вместе с ним, и вместе с ним окажетесь огрошенными, вывернутыми наизнанку, захваченными врасплох и то ли сведенными с ума, то ли утратившими связь с реальностью. Лично я щупала диван, чтобы вынырнуть из книги в свой настоящий мир)
"Это великое произведение искусства... Роман не "отпускает" читателя еще долго после того, как перевернута последняя страница": Twentieth Century Literature
Роман действительно долго не отпускает. Хотелось бы узнать мнение других читателей, потому что у меня роман помимо блестящей интеллектуальной игры вызвал еще опустошение некоторыми сценами психологических издевательств над главным героем. Все закончилось хорошо, но ЗАЧЕМ все это нужно было делать - загадка для меня. И на мой вкус, леди в Лондоне (мать дочерей) - была уже перебором, гротеском, персонажем, который ставит гробовую плиту на все хорошее, что еще, возможно, оставалось в этих людях.
"Если хочешь хоть сколько-нибудь точно смоделировать таинственные закономерности мироздания, придется пренебречь некоторыми условностями, которые и придуманы, чтобы свести на нет эти закономерности. Конечно, в обыденной жизни условности переступать не стоит, более того, иллюзии в ней очень удобны. Но игра в бога предполагает, что иллюзия - все вокруг, а любая иллюзия приносит лишь вред."
Возможно, это и есть ответ.
--------------------------------------------
""Дэниел Мартин". Книга, которую сам Фаулз называл "примером непривычной, выходящей за рамки понимания обывателя философии" и одновременно "попыткой постичь, каково это - быть англичанином". Перед вами - британский "сад расходящихся тропок".
Скажу сразу, что не смотря ни на какие восторги по поводу "Волхва", которого я еще разок перечитаю, эта книга мне понравилась больше. "Дэниел Мартин", как пишут в аннотации, "образец сдержанного английского аристократизма", и это действительно так. Книгу я купила случайно на распродаже в "Букве", задолго до того, как узнала про "Волхва", задолго до того как узнала, кто такой Фаулз. Просто увидела знакомую фамилию писателя, прочитала описание.
В книгу я влюбилась со вторых страниц =) Первые страницы описывают девонширское детство главного героя - Дэниела Мартина, и эти страницы можно смело пролистнуть. Потом вам захочется к ним вернуться, вам захочется их выучить наизусть, почувствовать аромат свежескошенного сена, увидеть полевых кроликов, разломить ломоть хлеба... А поначалу это кажется таким скучным и не понятным!
Великолепная психологичная проза, очень легкая и в то же время соврешенно не простая. Роман о жизни человека, о его взрослении, о его мечтах и невзгодах, о любви и дружбе, о вражде и прощении. Жизнь - как она есть - от лица глубокого, ироничного человека, подлинного англичанина. Помимо этого, вдумчивое описание социологических проблем времени (кажется, 70-е годы). Я никогда еще не встречала столь изящных эротических сцен, точно передающих восприятие и чувства; бывает либо наивно, либо пошло, либо грубо, а здесь очень зрелый и очень откровенный взгяд на человеческие любовные перипетии. Так передать гамму эмоций, страхов, возбуждения и при этом не впасть в порнографию или ханжество - это признак настоящего Мастера.
В сюжете несколько любовных линий, и каждая из них по-своему уникальна, но в каждой есть и отголосок предыдущей. Разгорание любовной страсти иногда сравнивают с симфонией. Здесь вы будете явственно слышать скрипочки тлеющих страстей, подсознательных желаний в темпе анданте, затем вы почувствуете волшебство блистательной увертюры, испытаете трепет противоречивого,пугающего аллегро и наконец будете оглушены могучим и многоголосым рондо. Не верите? прочтите сами :)
Фаулз неведомым мне стилистическим чутьем удивительным
образом передает всю сложность пути двух людей друг к другу, к осознанию необходимости друг в друге. Эту подлинность не передать словами, ее можно пережить или прочитать в "Дэниеле Мартине". Любовь мужчины и женщины в своем первозданном виде: сомнения и недоступность дамы, страхи и неуверенность мужчины - все это вместе с жизненным грузом и другими обстоятельствами в один прекрасный момент отступает, и становится важным только то чувство, ради которого нам всем стоит жить.
Это истинный шедевр, и он непременно будет записан в список моих самых любимых произведений, рекомендованных к прочтению.
P.S. мне еще очень интересно узнать: существуют ли еще мужчины с пониманием, что есть суть вещей, и чего они на самом деле хотят в жизни?
"Дэн прекрасно понимал, что его сжигает пламя, старее которого нет на свете, но до сих пор не мог понять - откуда такая напасть? Словно средневековая болезнь, какая-нибудь бубонная чума, инфантильная, пришедшая из детских сказок, вера в клише "и жили они долго и счастливо до самой смерти", смехотворный, нелепый миф. Словно другой великий миф - судьба - брала реванш за бесчисленные романы, которые он так расчетливо и хладнокровно заводил, которые приносили ему наслаждение... Стоишь рядом с женщиной перед окном "от кутюр" и жаждешь сказать ей: ты нужна мне больше, чем все слова в мире способны передать. Вместо этого достаешь карманный калькулятор и переводишь ливанские цены в английские фунты; ты ненавидишь эту женщину за интерес к мишуре, проявляемый лишь для того, чтобы как-то заполнить вакуум, расстояние между вами... чуть ли не продемонстрировать равнодушным прохожим, что у нее все в порядке.
Она, должно быть заметила, но ничегоне сказала." (с)