[Spoiler (click to open)] Кроме художественной ценности следует учесть объем произведения, четко выраженные начало, середину и конец сюжета, знакомую лексику, короткие лаконичные фразы, доступную прямую речь. На начальном этапе работы используются небольшие тексты (5-7предложений), в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевой возможности ребенка.
Как работать с текстом? Вы выразительно читаете текст. Обсуждаете его с ребенком, все ли ему понятно, объясняете непонятные слова. Спрашиваете: понял ли ребенок, кто главный герой? Почему рассказ назвали именно так? Далее ребенок должен рассказать, что ему больше всего понравилось в рассказе. **** При этом не позволяете ребенку рассказывать дословно. Самое важное надо выразить в одном предложении. ***** Cкажи по-другому. После прочтения всего текста, предлагаем ребенку поиграть в игру «Скажи по-другому». Для этого ребенок или взрослый читает любое предложение из текста, а ребенок говорит то же самое, только другими словами. Это очень важно! Часто дети не могут пересказать, потому что просто забыли то слово, которое было в книге, а заменить слово близким по смыслу не догадались или не смогли. С помощью этой игры вы избегаете таких проблем. **** Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, ***** Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут - читаете, пятнадцать минут - говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»
Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке. *** Рассказ должен иметь поучительный характер, быть понятен дошкольнику сюжетно и эмоционально. Обязательной целью становится научить ребенка выделять и характеризовать главных героев, объяснять, почему так названо произведение, выделять главную мысль текста. Если произведение может быть разбито на части - обсудите это с ребенком. Составьте к каждой части 1-2 вопроса. Спросите, что ребенку понравилось, что запомнилось, что из рассказа близко ему. По мере усвоения, нужно удлинять произведения. Используйте не только сюжеты с активным действием и речью, но и описательные. Ведь помимо навыка пересказа нужно разнообразить словарный состав языка, научить ребенка использовать их. Постепенно заставляйте дошкольника активней добавлять глаголы и прилагательные. Нужно приучать его строить распространенные предложения. ***** Пересказ - это не механическое воспроизведение исходного текста, это понимание его и осмысление. ****** У детей могут возникать трудности с пересказом текста. Есть две основные причины трудностей пересказа: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи. А вот во втором случае нужно тренировать именно умение ребенка делать пересказ текста
1. Произведение должно соответствовать возрасту. 2. Оно должно заинтересовать и увлечь. 3. Подбирать разную по жанру литературу, но с богатым и разнообразным языком. 4. Проговаривать незнакомые слова и подбирать синонимы. 5. Выделять главное и характеризовать героев. 6. Составить план. 7. Пересказать текст **** После этого обсудите с ребенком самые существенные детали текста. Но слишком сильно в детали углубляться не надо: если пересказ текста будет слишком подробным, ребенок просто "не увидит леса за деревьями". Нужно учить его отличать существенные подробности от несущественных.
И порекомендую одну копеечную книжку для расширения словарного запаса пересказчика))) из анотации Рабочая тетрадь содержит 23 занимательных упражнения, которые позволяют активизировать словарь дошкольника, увеличить скорость и точность подбора слов. Помимо расширения словарного запаса, упражнения направлены на развитие речевого мышления, грамматической правильности речи, внимания и воображения ребенка.
По факту, упражнения расчитанны на различный уровень подготовки, есть и очень простые (мама купила в магазине что? назови 5), так и очень не простые задания (лак для волос- перечисли действия которые можно совершать с данным предметом, больше 5)Тимка не встречался с этим зверем- дома не держу, но даже я вот как-то больше одного назвать затрудняюсь.. Разворот из книжки
Однако возраст скорее все-таки ближе 4-5 чем к 7 годам.