Детская книжка или кошмар на улице вязов?
Довелось мне тут с детьми двух лет перечитывать «отличную сказку для наших детишек» от Корнея Чуковского - «Бармалей». Передать, какие эмоции меня обуревали в процессе чтения достаточно сложно. Перелистывая от страницы к странице, все, что я могла делать - это читать этот ужастик как можно с меньшим эмоциональным накалом в голосе.
Что на самом деле читают наши дети? И так ли уж безобидны «старые-добрые» сказки?
Природа СТРАХА
Первое, что вы услышите на занятии по зрительному вектору - это то, что когда-то в первобытной стае кожно-зрительная самка своим испугом спасала стае жизнь. Она вмиг пугалась, заметив своими чуткими, невероятно разборчивыми на цвета глазками притаившегося рядом леопарда. Ее «Ой!» и мгновенный выброс адреналина в кровь давали всей стае сигнал, что надо спасаться.
Как это происходило? Ученые никак не могут установить этих вещей до конца. Но вам наверняка знаком феномен, как собака начинает лаять на того, кто ее боится. На животном уровне это легко пронаблюдать. Так вот, на человеческом это устроено так же. Наши мысли пахнут. Выброс в кровь определенных веществ в кровь меняет наш запах.
Если же зрительница была «подслеповата» и не замечала опасности, то во время отхода стаи ее же и приносили в жертву, именно она попадалась в лапы леопарду.
Чтобы обеспечить выполнение своей видовой роли зрительному человеку от рождения даны особая чувствительность его эрогенной зоны - способность различать оттенков на порядки больше, чем зрение любого другого человека, а также огромная эмоциональная амплитуда - которая и лежит в основе такого чувства как СТРАХ.
Тема большая и осветить одним постом ее не получится - будем раскрывать постепенно.
Понятно, что со времен первобытной стаи прошло не одно тысячелетие. Мы живем в каменных джунглях, леопарды давно сидят в клетках и даже самая подслеповатая зрительница имеет не только свое место в этой жизни, но и вполне может в ней состояться.
Зрительная мера, пройдя долгий путь развития, создала культуру, каждая отдельная человеческая жизнь приобрела огромную ценность. Никогда раньше зрительному человеку, слабому от рождения, не было так легко выжить.
Любовь сегодня не ограничена никакими социальными статусами, национальностями и прочим, что еще недавно имело большое значение. Любовь, все красоты этого мира, возможности путешествовать и многое другое - весь современный мир создан для зрительников.
СТРАХ - ЛЮБОВЬ
Рождаясь с такими же заданными от природы свойствами, как когда-то в первобытной саванне, зрительный человек проходит колоссальный путь развития за отведенные ему на это 12-15 лет (вплоть до окончания пубертата).
В зависимости от того, как он его пройдет, во взрослой жизни он будет все время сидеть в своих страхах, эмоциональных раскачках, будет способен испытывать лишь краткосрочную влюбленность либо будет способен получать гораздо бОльшее удовольствие от жизни, любить глубоко и без остатка, вплоть до полной потери чувства страха.
От нас зависит, в каких состояниях потом будет жить наш ребенок. Будем мы его пугать, показывать ужастики, не развивать его художественный вкус, его чувственность или будем давать простор для развития его зрения.
Когда мы говорим о СТРАХАХ У ДЕТЕЙ, мы говорим о ЗРИТЕЛЬНЫХ детях. Это они пугаются темноты (потому что там бесполезен их сенсор) и это они находят страшилки в самых разных вещах.
Страх возникает сам по себе, «с голого места». Родители недоумевают с чего это их двухлетний ребенок вдруг начал бояться всего направо и налево. И им совсем невдомек, что читая очередную людоедскую сказку, они только подстегивают и усугубляют ситуацию.
Маленькому зрительнику нужно помогать выйти из этого пугающегося состояния. И делается это просто - через научение их бояться за кого-то другого, что в нашей культуре называется чувством сострадания. Сострадая маленькому мишке, брошенному на полу, а потом цветочку, оставшемуся без воды, а потом маленькой птичке, попавшей в западню, ребенок доходит до того уровня, когда он уже сострадает человеку.
Одновременно с этим зрительник освобождается от страхов.
Вот так вот, на двух пальцах, о страхе.
А теперь посмотрим Бармалея
Если честно, в процессе чтения у меня закрались самые плохие мысли о столь уважаемом сказочнике как Чуковский. КАК можно было ТАКОЕ написать для детей?
Не буду продолжать эту вакханалию ужаса. Здесь использованы картинки из старых советских диафильмов (спасибо сайту
http://diafilmy.su). Есть, конечно, и более миловидные Бармалеи. В том числе во всем известном мультике.
Но нужно понимать, что за красивой (для зрительника) картинкой не утаишь содержания. Оральный людоед, пожирающий маленьких детей, жестокость и насилие. Ни к чему ссылаться народные сказки - они не были рассчитаны на зрительников. И здесь мы еще даже не говорили о последствиях чтения таких сказок зрительным мальчикам.
СМОТРИТЕ и ДУМАЙТЕ, что вы даете своим детям.
Написано по материалам тренинга по
системно-векторной психологии Юрия Бурлана
http://www.yburlan.ru/ .