Ваш батик. Или от обучения к творчеству.

Nov 03, 2010 11:33

В одном письме меня спросили , как я веду курсы . С описанием организации и управления всё было просто ,
а вот с точки зрения методики … и тут Остапа понесло...








На моих курсах по батику, я всегда рассказываю девушкам о культуре творчества. И разнице между такими понятиями как: "моя работа" ,"моя идея", "учебная копия", "работа по мотивам". Даже на курсе, который в общем-то предназначен для освоения техники, для меня важно, что девушки делают свои работы. Так сказать приучаю их с детства ))

Методика разработана таким образом, чтобы человек с нуля смог сам нарисовать эскиз и радоваться по-настоящему своей работе! Хотя иной раз с этим возникают сложности, случаются и недовольные. Когда на курсах по батику рисуют по шаблону, даже если все по разным - все довольны, у них и мысли не возникает, что рисунок красивый/некрасивый и т.п., люди при выборе ориентируются на нравится/не нравится. Когда рисуют сами..,можете догадаться)) Способности у всех разные, навыки рисования тоже, уверенность в себе - практически нулевая + «морковка у соседа всегда слаще». Вот и получается, что некоторые настолько в себе не уверенны, что ни мое мнение, ни мнение соседа не могут убедить их в том, что эскиз хороший. А главное -свой! Но деваться некуда и приходится рисовать. Я учитель строгий и внимательный, эскиз будем мучить дорабатывать до тех пор, пока он не будет нравиться автору ))
Тут важен такой момент, что конечно, я и линию подправляю и композицию и т.п., но идея - идея принадлежит им! И иногда такое, ну такое вытворяют, что я нахожусь в полном восхищении. Кроме того эффективность обучения увеличивается в разы, потому как они учатся не только на своих работах, ошибках и успехах , но и на работах соседа, на его ошибках и его успехах. У каждого своя работа, поэтому и ошибки разные и способы их устранения тоже разные и какие-то находки, которые можно взять на вооружение тоже другие.
А сколько потом счастья я вижу в глазах!!! Девушки приходят на следующее занятие и спешат поделиться впечатлениями ))) говорят, что никто не верит, что это они нарисовали САМИ, что всем нравится и вообще работа уже в рамке и подарена)))) И вот тут уже они все понимают, почему и зачем я учу их именно так. А я понимаю ,что я на верном пути)))





На курсе девушки кроме техники изучают также основы композиции, цветоведения и обязательно стилизации, а также технику и методику самостоятельного рисования эскизов. Так чтобы это было понятно им, чтобы не имея 5ти-летнего багажа изучения рисунка, живописи и композиции суметь создать свое произведение. Да простое, да это не реалистичная живопись, но это начало. Свое начало!
Когда человек принимает эту культуру ему хочется рисовать свое, но рисовать «красиво», поэтому естественно, что после определенного времени они ищут возможность углубить свои знания и набить руку. Кто-то самостоятельно начинает постигать премудрости академического рисования, кто-то ищет преподавателя, кто-то идет на курсы.

В случае же если на курсах по батику человек рисует по шаблону и изучает исключительно технику, с чем он уходит в самостоятельное творчество? Замечу, что я имею ввиду средне-статистического ученика, который вдохновляется батиком, но рисовать не умеет, никогда этого не делал и вообще человек по своей сути ленив и хочет как по-проще да по-красивше))) Все что он знает и умеет - это что надо найти картинку "где-то", чтобы ее нарисовать... Часто это "где-то" - интернет, куда выкладывают свои работы все, поэтому найти подходящий рисунок для шарфа, платочка или картины - не проблема. Скачал, распечатал, увеличил и можно рисовать, а потом тоже выложить свою работу в интернет и ладно, чтобы просто похвастаться, а то еще и на продажу.

А творчество ли это ?! Нет, каждому свое, конечно, но как говорится" " начинается все в "детстве", поэтому уже на порах обучения важно прививать культуру творчества. Никто не говорит, что копировать или рисовать по мотивам нельзя. Можно и нужно, но только чтобы учиться. Важно вовремя остановиться, пойти дальше, а то некоторые засиживаются в этом варианте.

Но зная технику, нарисовать копию в батике можно и дома, а на занятиях, я считаю важно дать ученикам не только технику росписи, ее нюансы и особенности, но и дать возможность и способы самостоятельного рисования… Конечно на отдельных МК (единичных занятиях), это практически невозможно, хотя есть варианты, есть.
В этом случае надо хотя бы сочетать шаблоны и какую-то самостоятельную работу. Например, при рисовании платка/шарфа можно выдать шаблоны какого-либо мотива и объяснить некоторые моменты декоративной композиции, чтобы каждый из учеников сам попробовал скомпоновать изображение и решить пространство фона по-своему. Хотя бы так… Да, я фанат в этом смысле, и считаю, что в случае шаблонного рисования мы просто плодим тех, кто только и умеет: скачал, распечатал, увеличил , нарисовал….






Среди желающих научиться технике батика много тех, кто хочет рисовать картинки/платочки для себя, для мамы, на подарки и у них нет необходимости уметь рисовать. Но рано или поздно у всех уже будут их батики, и вообще захочется тоже себя показать и на других посмотреть. И начнем мы в очередной раз в сети наталкиваться на «свои - чужие» работы. Это и ничего страшного, нам не жалко - пусть рисуют. Это их карма - не наша)))

Но человек гораздо счастливее, когда сделает что-то сам, ведь это момент созидания.
Создавая что-то, мы не просто счастливы, мы чувствуем себя нужными в этом мире. Созидание избавляет человека от потребительского отношения к себе, людям вокруг, к миру на осознанное отношение.










Часто в самом начале, да и потом мы не довольны своей работой. Я, например, ещё ни разу не была довольна своей работой...Кстати почему так случается?! Об этом тоже можно написать целое сочинение)))Если это происходит, я всегда их поздравляю )))) Если вам не нравится ваша работа, вас можно поздравить! Вы уже испытываете муки творчества ))) Чтобы недовольство своей работой не перешло в самоуничижение: я не могу, я не умею и т.п., его нужно использовать в позитивном русле. Направлять в творческийй рост, стремиться углублять свои знания, постигать глубже технику и двигаться вперед или вглубь или вверх! И вообще рисоватьрисоватьрисовать и еще раз рисовать!

Когда мы творим, через нас творит Бог, вселенная, сознание, потому как все в нашем мире - есть отражение Его. А называть можно по-разному (тут надо сказать ,что я не религиозный человек, но Верю) Поэтому ругая свое творчество - мы ругаем высший разум. (не хочу обсуждать тут есть он или нет, для меня есть, априори) Если мы это нарисовали, это может иметь право на жизнь!

В общем-то, речь о самоопределении и поиске. Вдохновляясь миром вокруг нас - мы созидаем реальность , пропускаем ее через себя и выдаем УНИКАЛЬНЫЙ результат. Когда мы вдохновляемся чужими работами ....от простого восхищения и вдохновения к рисованию по мотивам может быть один шаг или даже полшага)))Понятно, что и работа по мотивам может существовать сама по себе, так сказать «иметь право на жизнь» но ничто не заменит чувство полного удовлетворения от «своего творчества»






Надеюсь, на письмо ответила ,хотя всё можно было сократить до одного предложения: учите не только технике, помогайте новичкам освоить хотя бы элементарные приемы и навыки композиции, давайте легкие знания по рисунку и цветоведению, вдохновляйте на самостоятельное рисование ))) А если все-таки вы обучаете только технике и считаете , что именно это важно и нужно - используйте шаблоны своего производства.

Пожалуй, все))))

Творческая мастерская "Ирис", ПРОбатик, курсы по батику, батик, silk painting, ПРОискусство и ПРОтворчество, batik, scarf

Previous post Next post
Up