Оригинал взят у
eugena_klykova в
Композиция в фуд-фотографии. Часть 3.Расположение предмета в кадре.
В этой статье мы поговорим о нескольких почти всем известных правилах расположения предметов в кадре. Мы пока рассмотриваем один предмет, но эти правила будут вам полезны в композиции любой сложности! А еще я обещаю, что это последний раз, когда мы берем один предмет, мне самой уже очень хочется двигаться дальше! ;)
Ветка помидоров расположена по трети кадра.
И начнем мы сегодня, как это ни странно, с Центральной композиции.
Уж сколько раз твердили миру и всем начинающим фотографам, что ни в коем случае нельзя располагать предмет в центре снимка. Это действительно хороший совет и палочка-выручалочка для любого начинающего фотографа. Но мы же любим нарушать правила? ;)
Но давайте делать это осмысленно, с задумкой. Так зачем же распологать предмет в центре?
Центральная композиция.
Использование центральной композиции может быть оправдано, если по вашему замылу нужно передать статичность, непоколебимость и монументальность объекта. В сочетании с ракурсом «Горизонтально - с уровня стола» предмет будет выглядеть очень важным!
Возможно также использовать центральную композицию, если вы хотите привлечь внимание к чему-то внутри основного предмета, или вместе с приемом «Рамка в рамке» (еще будем разбирать этот прием отдельно). Например, стакан со льдом и дольками лимона, помещенный в центре кадра, позволит с удовольствием разглядывать содержимое стакана или тарелка с блюдом, помещенная в центра кадра, покажется дополнительной рамкой для красивого интересного блюда.
Центральная композиция.
В примере, пиала с блюдом расположена в центре кадра, верхний ракурс придает изображению особую графичность, а дополнение в виде палочек по диагонали добавляет движения в очень статичный кадр. Поскольку все движение заключено именно в диагонали палочек, они словно бы предлагают вам сдвинуть их, взять в руки и преступить к еде.
Теперь, когда мы разобрались с исключением из правил, перейдем к правилам! :)
Большинству из нас, как только мы взяли камеру в руки, повоторяют, что предмет нужно располагать не по центру кадра. А не по центру - это куда? Давайте рассмотрим основные варианты :)
Схема. Деление кадра на трети.
Правило третей.
Наверное самый известный и широкоиспользуемый прием - это Правило третей.
Правило третей одно из базовых правил композиции, помогающее сделать изображение сбалансированным и определить главное.
По этому правилу изображение мысленно расчерчивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, разделяя фотографию на 9 одинаковых прямоугольников. Ключевые точки снимка располагают на пересечении этих линий. Или на самих линиях.
В заглавном снимке веточка помидор проходит ровно по линии трети кадра.
При должной практике вы быстро научитесь мысленно разделять изображение и располагать главные элементы в линиях и точках пересечений.
Схема. Деление кадра по золотому сечению.
Правило золотого сечения.
Правило третей в свою очередь является упрощением другого правила, которое издавна использовалось многими художниками. Это правило Золотого сечения. Издревле считалось, что объекты, содержащие в себе золотое сечение, воспринимаются человеком, как наиболее гармоничные.
По этому правилу предметы также должны располагаться в определенных точках изображения, так называемых зрительных центрах. Считается, хотя современные исследования не подтверждают эту гипотезу без оговорок, что, рассматривая картины или снимки, мы автоматически смотрим сначала на эти зрительные центры. Поэтому, используя правило золотого сечения, мы помогаем зрителю, делаем изображение более приятным, подготовленным для восприятия.
Бутылка с молоком и стакан с клубникой расположены вдоль линий золотого сечения.
Таких точек четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Располагать предметы можно не только в точках пересечения, но и вдоль линий.
Главное визуальное отличие Золотого сечения от Правила третей в том, что зрительные центры расположены ближе к центру кадра.
Правило диаганального золотого сечения.
Для того, чтобы использовать правило диагонального золотого сечения, также нужно мысленно нарисовать на изображении диагональную сетку.
Для этого сначала поставим на верхней рамке кадра точку, разделяющую отрезок на части длинной 5/8 всего отрезка и 3/8 (А), а нижнюю рамку кадра на 3/8 и 5/8 (Б) соответственно. Теперь проведем линию из верхнего левого угла в точку Б, еще одну линию из точки А в правый нижний угол. Третья линия должна пройти из нижнего левого угла в верхний правый.
Схема. Деление кадра по диагональному золотому сечению.
Получившееся деление можно посмотреть на схеме.
В отличие от классического правила золотого сечения, в этом случае для создания гармоничной и уравновешенной композиции, предметы нужно помещать не в точках пересечения, а в ячейках, которые образовались.
Некоторые правила размещения предмета в кадре можно использовать вместе. Также не забывайте про различные ракурсы.
Предметы в кадре расположены по правилу диагонального золотого сечения.
Например, ниже фотографии являются премерами сочетани правила центрального расположения с правилами третей и золотого сечения.
На фотографии «Клубника в стакане» композиция из стаканов расположена примерно по центру фотографии, но клубника в нижнем стакане расположена по трети, а ягоды в верхнем стакане - вокруг зрительного центра по золотому сечению. Обратите внимание на ракурс «Горизонтально, с уровня предмета», именно он позволяет рассмотреть все содержимое стаканов и делает композицию более статичной, что позволяет избежать ощущения «падающего» верхнего стакана. На фотографии с коктейлем B-52, стаканчик расположен по центру кадра, а линии стыка ликеров вдоль линий третей и золотого сечения (Примерно ;)).
Диагональ.
Этот композиционный прием - один из моих любимых, и, как показал опрос, второй по популярности и известности среди нас, фуд-фотографов, после правила третей. И нас можно понять! Ничто так не оживит композицию и не добавит ей динамики и выразительности, как введение в кадр диагональных линий.
Да, пусть мы пока рассматриваем разные действия с одним предметом. Уже на этом этапе, в зависимости от формы предмета, который вы фотографируете, есть возможность использовать диагональ в вашей работе. Это может быть любой столовый прибор, овощи, или край тарелки, расположенный в кадре под углом.
Считается, что наибольший эффект одиночная диагональ производит, находясь под углом 45 градусов к нижнему обрезу кадра.
Диагонали принято делить на диагонали ухода и прихода, и они придают кадру определенное ощущение. Диагональ прихода имеет наивысшую точку в левой части кадра, и постепенно спускается, такая диагональ ведет взгляд зрителя внутрь кадра. Диагональ ухода, наоборот, имеет наивысшую точку в правой части изображения и уводит взгляд за рамку кадра.
Рассмотрим, например, фотографию связки спаржи, так как ее можно посчитать за один элемент/предмет. При рассматривании этого снимка мы сначала посмотрим на кончики спаржи, так как они самые четкие и расположены в точке зрительного центра по золотому сечению. Дальше диагональ стеблей уводит наш взгляд вправо вверх за край кадра. На подсознательном уровне мы вспоминаем, что спаржу сейчас будут готовить.
Говоря про диагональ, я уже несколько раз обращалась к рамке кадра, как к отправной точке. И не зря! Граница образованная краями кадра играет большую роль в восприятии композиции. Эта естественная рамка, будучи абстрактной, не существующей в физическом плане сущностью, так же важна для кадра, как, если можно так выразиться, дырка для бублика :) Мы обязательно будем рассматривать этот аспект более подробно. А в этой части мы рассмотрим несколько интересных, даже я бы сказала «сюжетных» вариантов кадрирования, которые можно использовать уже с одним предметом.
Split-кадрирование.
Split или «Половинный» кроп.
Этот интересный вариант кадрирования последнее время довольно популярен, и не только среди фотографов, снимающих портреты, но и среди фуд-фотографов, которые любят снимать отдельные фрукты или овощи, зачастую в разрезе. При таком кадрировании на фотографии отображается только половина предмета, или даже меньшая его часть. «Половинный» кроп подходит больше всего для симметричных предметов, так как плохо передает информацию о форме предмета, но позволяет сконцентрироваться на текстуре и деталях. Можно так сфотографировать и отдельную тарелку с блюдом, поместив в кадр только половину. Для этой задачи больше всего подходит или ракурс сверху, или один из горизонтальных ракурсов, с уровня предмета или стола.
Негативное пространство.
Negative space или white space - это концепт, давно используемый в художественной культуре, дизайне и фотографии. И он должен понравится любителям минимализма, которые среди нас точно есть! ;)
Это пространство вокруг объекта съемки (который представляет собой позитивное пространство), не содержащее никаких дополнительных предметов, кроме фона. Чем больше этого свободного пространства, тем более сильный эмоциональный эффект оказывает фотография.
Оставляя незанятой значительную часть кадра, negative space - любимый инструмент верстальщика, позволяющий размещать сопуствующий текст прямо в "теле" кадра.
Замечание напоследок.
Ну и перед тем, как дать задание, хочется сказать, что эти правила ни в коем случае не должны восприниматься как аксиомы! Ни в коем случае не надо стоять над кадром с линейкой, отмерять трети и высчитывать точки золотого сечения :) Я воспринимаю их как полезные, проверенные временем шаблоны, которые помогают быстро и легко создать уравновешенную, приятную глазу фотографию. Зачастую, когда у нас нет времени или желания переставлять свои любимые тарелочки, ложечки и стаканчики в поисках "той самой идеальной композиции", использование показанных правил позволит вам получить устойчиво хороший результат за минимальное время. С другой стороны, даже если время и желание присутствуют, показанные шаблоны служат отличной отправной точкой, базой или скелетом будущего композиционного решения кадра, с которого мы начинаем более смелые эксперименты, в том числе и такие, где эти "правила" грубейшим образом нарушают! Но об этом - в другой раз :)
Все картинки в статье кликабельны.
Обсудим или пофотографируем?
Найдете у себя на готовых фотографиях в ЖЖ правила третей, золотого сечения (классического и диагонального)? А центральные композиции есть? Сочетания? Ради интереса - чего больше? Вы применяли эти правила осознанно или нет?
Любите диагонали? :) Часто ли используете? Какие предметы вы используете для создания диагоналей в фуд-фото?
Пробовали ли вы какое-нибудь из тех интересных приемов кадрирования, которые я предложила в этой статье?
Задание:
Выберите объект съемки и отработайте расположение по трети и по золотому сечению. Поэкспериментируйте с приведенными двумя вариантами кадрирования (split и negative space). Заметьте, что даже в этих случаях и правила третей, и золотого сечения могут быть применимы. Не зыбывайте про ракурсы и сочетание с фоном, постарайтесь рассказать фотографией историю, создать настроение. Помните, что все приемы, ракурсы и расположения предметов имеют свое воздействие на зрителя, создают свою особенную атмосферу.
Выберите одну фотографию и опубликуйте ее в комментириях первого уровня или дайте ссылку на пост в вашем ЖЖ. Если есть желание, оставьте к работе комментарий, чего вы хотели добиться, что у вас поличилось или не получилось? Срок 1 неделя до 18 июня.