Приближается наша Пасха. Мы уже считаем дни, но каждый день приносит нам новые тревоги. Объяснять здесь ничего не надо, все всё понимают.
Но есть некоторые явления нашей церковной жизни, о которых невозможно не сказать, потому что сейчас происходят события, безусловно определяющие какие-то серьёзные перемены в будущем.
Вместе с известным вирусом в церковной среде, усилиями большого числа не могущих молчать сердобольцев, появилось некое новое богословие, провозглашающее земную человеческую жизнь главным и бесценным даром, который ввиду явившейся смертной опасности необходимо сохранить любой ценой. При этом ни слова не говорится, ради чего её сохранять и в чём вообще высший смысл человеческой жизни. О подвиге христианских мучеников в этой связи говорить стало просто неловко - о них никто и не вспоминает.
Главными добродетелями сегодняшнего дня объявлены смирение и послушание. Ссылками на святых отцов пестрят все речи проповедников затвора и домашней церкви. Слово, сказанное Патриархом в устной проповеди и, кстати, не повторённое в той же категоричной форме в Патриаршем послании всей Церкви, сделалось камнем преткновения между смиренной массой послушников, затворившихся по домам, и куда меньшим числом «зилотов», продолжающих посещать богослужения. На последних обрушиваются килотонны упрёков и обвинений в страшной гордыне и даже «партизанщине», будто люди эти партизанят против каких-то оккупантов. А ведь тем, кто послушался и засел дома, легко своё маловерие и малодушие (отчего бы не допустить такой слабости?) драпировать добродетелью смирения и послушания. Стоит, впрочем, напомнить, что Патриарх не запретил мирянам ходить в храмы, а только очень настоятельно не рекомендовал. Однако, как всегда в таких ситуациях, тут же набежал целый полк толкователей, которые этих самых мирян застращали криками о послушании и смирении. Дальше - больше. Нашлись батюшки, которые ничтоже сумняшеся «закрепостили» бедных прихожан с помощью аргумента исключительной глубины и силы. Если, дескать, миряне перезаражают всех пастырей, то некому будет в нашей Церкви совершать Божественную Литургию. О таком исходном понятии, как Промысл Божий о Церкви, уж умолчим, но вот что странно в этой странной «богословии»: сами священники, видно, не боятся перезаразить друг друга, поскольку встречаются в храме, приезжая туда из разных мест огромного города, и обнимаются и лобызаются по старому обычаю духовенства. Дерзну сказать больше: клирики причащаются в алтаре от единой Чаши - друг за другом, начиная от настоятеля - ничем не дезинфицируя край Святого Потира! А если добавить, что, изгнавши своих прихожан, эти же батюшки обязаны причащать их по домам, не имея при этом, уж как правило, никаких средств спецзащиты (об этом никто не догадался подумать, между прочим, кроме Госдумы, которая сегодня обратилась с этим вопросом к правительству). И кто кого скорее заразит при такой картине - мирянин, сидящий дома, батюшку, или батюшка, разъезжающий по десятку мирян, своего прихожанина?..
А самое страшное на этом фоне то, что не только некоторые священники дерзают выгонять своих прихожан с литургии, не давая им даже причаститься, но даже, как рассказывают, один столичный клирик рангом повыше…
И как тут с горечью не сказать: не кесарь требует закрытия наших храмов - мы сами, изгоняя мирян, фактически делаем это на радость ликующей безбожно-либеральной стае.
Тяжкие мысли закрадываются о нашем будущем - как мы не только переживём Пасху, но и кем выйдем из этого страшного искушения?..
__________________________________________________________________________________________
Очень советую посмотреть видеоролик отца Георгия Максимова о том, "Как понимать слова Патриарха"
https://www.youtube.com/watch?v=nGqSrfutO_w