Leave a comment

illiquidum March 10 2018, 12:59:36 UTC
Думал пост написать на эту тему, но что-то нет вдохновения...) А без вдохновения, батюшка, и стакан чаю выпить - тяжкий труд.)))

В последние пять-шесть лет я интересовался аналитической психологией Юнга, и открыл для себя в ней много чего любопытного. Так вот, в одной из книг Юнга ("Психология и алхимия") можно прочесть следующие строки:

"<...> алхимия скорее подобна подводному течению в христианстве, властвующему на поверхности. Для этой поверхности она то же самое, что сон для сознания, и как сон компенсирует конфликты разума, так и алхимия пытается заполнить брешь, образованную христианским напряжением противоположностей. Может быть, самым содержательным выражением этого является аксиома Марии Пророчицы 1, проходящая лейтмотивом через весь период существования алхимии, который простирается более чем на семнадцать столетий. В этом афоризме четные числа, которые означают женский принцип, землю, подземное и само зло, вставлены между нечетными числами христианской догмы. Они персонифицированы в serpens mercurii 2, драконе, который сам себя порождает и уничтожает и представляет prima materia. Эта фундаментальная идея алхимии возвращает к Тиамат 3 с ее сущностью дракона и, следовательно, к первобытному матриархальному миру, который согласно богоборческому мифу о Мардуке 4, был порожден волевым аспектом отца.

Исторический сдвиг в мировом сознании в сторону мужского компенсируется в первую очередь хтонической женственностью бессознательного. Действительно, некоторые дохристианские религии дифференцировали мужской принцип в форме диады "Отец-Сын", что должно было иметь крайне важное значение для христианства. Если бы бессознательное было просто дополнительным, этот сдвиг сознания сопровождался бы акцентированием на Матери и Дочери, для чего под рукой лежал необходимый материал в мифе о Деметре и Персефоне. Но, как показывает алхимия, бессознательное выбрало скорее тип "Кибела -Аттис" в форме prima materia и filius macrocosmi 5 доказывая этим, что оно не дополнительно, а компенсаторно. Это показывает, что бессознательное совершает акт не просто противоположный сознанию, но изменяет его в манере оппонента или партнера. Тип Сына не вызывает Дочь из глубины "хтонического" бессознательного как дополняющий образ - он вызывает другого Сына. Этот примечательный факт, по-видимому, связан с инкарнацией в нашу земную человеческую натуру чисто духовного Бога, совершенную Святым Духом, оплодотворившим чрево Пресвятой Девы. Так высшее, духовное, мужское вошло в низкое, земное, женское; и, соответственно, Мать, которая противостояла миру Отца, приспособила себя к мужскому принципу, и с помощью человеческого духа (алхимии или "философии") произвела Сына - не антитезу Христа, но его хтонического двойника, не божественного человека, а мифическое существо, единосущее с природой Праматери. И как задачей "высшего" Сына является спасение человека микрокосма, так функцией "нижнего" сына является salvator macrocosmi 6.

1 Одно становится двумя, а два тремя, и через третье одно - четвёртое.
2 Змей Меркурия (лат.) имеется в виду Уроборос, один из центральных символов алхимии, бесконечность и цикличность творения.
3 Тьма, хаос (иврит). Морс в аккадской мифологии, персонификация первозданной стихии, воплощение мирового хаоса.
4 Тиамат убита Мардуком, который рассеял тело Тиамат на две части Небо и Землю. Изображалась в виде чудовищного дракона.
5 Сын макрокосма (лат).
6 Спаситель макрокосма (лат).

Как бы там ни было, принадлежит ли данное полотно кисти Леонардо, или нет, - художник писал Христа, но вкладывал в этот образ своё интуитивное понимание. И тут неважно что пытался изобразить художник, важно, что он изобразил. Почему мне пришёл на ум хтонический двойник Христа, описанный Юнгом? Обратите внимание на почти черный фон за фигурой Спасителя Мира. Чёрный фон - атрибут бессознательного. Приглядитесь, что за державу держит в левой руке наш персонаж. Если Вы увеличитe этот прозрачный шар, то увидите а нём множество воздушных пузырьков. Значит, шар водяной, а вода - это и символ жизни и символ бессознательного, символ первоначала, prima materia. Андрогинность персонажа указывает на мир Тиамат. И наконец, образ Спасителя Мира словно ещё непроявлен, словно ещё находится в глубинах бессознательного...

Reply

marygrove March 10 2018, 17:54:28 UTC
Спасибо, но избави меня Бог погружаться в эти глубины сатанинские.
Христос - Путь, Истина и Жизнь, эта простая формула ведёт меня ко спасению, и мне этого довольно.

Reply


Leave a comment

Up