Мне очень понравился сюжет Нил и Иосиф. Давно задумка такая была, но у жены руки не дошли реализовать пока. Правда, к рукам преподобных вопросы есть, но это уже частности. Я плохо разбираюсь в нюансах. -------------- А, во - нашел:
Рука, прижатая к груди - сердечное сопереживание, сокрушение. Рука, поднятая вверх - призыв к покаянию. Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью - знак повиновения и покорности. Две руки, поднятые вверх - усиленная молитва. Руки, поднятые вперед - моление о помощи, жест просьбы. Руки, прижаты к щекам - знак печали, скорби.
Хм... А я бы так истолковал данный образ: у преп.Нила рука прижата к груди, поскольку он известен своим учением об умном, сердечном делании; Нил - созерцатель, отшельник, исихаст. А преп.Иосиф - человек деятельный, монастырский строитель, практик, обращённый и к миру желанием оказать ему помощь, а ещё и активнейший борец с ересями. Спасибо, Андрей, что навели мысль на душеполезное размышление :)
Наводчик значит.:) Рука раскрытая, слышал, это созерцание, отстранение от мира. В образе прп. Иосифа это не противоречит его активной позиции. Когда я думал об иконе преподобных, то всегда видел там третью фигуру - образ святителя Геннадия Новгородского. Вот тогда бы, мне мнится, все встало бы на свои места, икона приобрела бы гармоничность.
И с тем вместе приобрела бы другой идейный акцент. А так - два преподобных, два параллельных пути в монашестве - созерцательный и деятельный. Иосифлян и нестяжателей историки пытались поссорить, а напрасно - именно в этой разности и есть гармония.
Именно такой взгляд на преподобных всегда имел.:) Абсурд искать противоречия в гармонии. При наличии третьей фигуры акцент, конечно, сместится. Но, в целом, Вы же не против такого прочтения? Святитель Геннадий, как действующее лицо в цепи временных событий того времени - фигура центральная. Как-то мы его несколько притушовываем.
Reply
Reply
--------------
А, во - нашел:
Рука, прижатая к груди - сердечное сопереживание, сокрушение.
Рука, поднятая вверх - призыв к покаянию.
Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью - знак повиновения и покорности.
Две руки, поднятые вверх - усиленная молитва.
Руки, поднятые вперед - моление о помощи, жест просьбы.
Руки, прижаты к щекам - знак печали, скорби.
Reply
Спасибо, Андрей, что навели мысль на душеполезное размышление :)
Reply
Рука раскрытая, слышал, это созерцание, отстранение от мира. В образе прп. Иосифа это не противоречит его активной позиции.
Когда я думал об иконе преподобных, то всегда видел там третью фигуру - образ святителя Геннадия Новгородского. Вот тогда бы, мне мнится, все встало бы на свои места, икона приобрела бы гармоничность.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment