И снова о "Левиафане"

Mar 11, 2015 23:52

Решил поместить мнение одного польского католического священника о фильме "Левиафан".
По-моему, он увидел самое главное.
(слегка подредактировал его русский текст, сделав его ещё более русским :).

"Я посмотрел фильм "Левиафан". Я в шоке. Режиссеру Андрею Звягинцеву удалось создать метафору злой силы. Фильм не про Путина. И не про религию или церковь. И не про Россию. И он не антиклерикальный. Левиафан олицетворяет систему злой власти и силы. Она существует от начала мира. И она будет продолжаться до конца мира, убивая жизнь многих людей, - так, как показано в фильме, или иначе. По-русски, по-польски, по-болгарски, по-итальянски, по-мексикански... Не имеет большого значения, как это будет. Хаос - он и в Африке хаос. В картине присутствует драма. Метафора - это подходящий литературный жанр мудрых притчей. Мифологичечкий левиафан и левиафан Иова, гигантский скелет морского чудовища или живой кит в фильме - это портрет злой силы и смерти. Компромат на эту силу - не решение. Или человек подключается к системе зла, или ему смерть. Здесь нет самоубийства. Лилия - она жертва. Николай - не убийца, он тоже жертва. На него компромат срабатывает, хотя он ложен. Вот драма. В этой системе власти нет справедливости. Зло пока побеждает. Слишко много людей подключаются к системе зла. Эта наша жизненная драма".
___________________

А сегодня утром кое-какие мысли пришли, и я добавил их сюда.
Не совсем прав ксёндз, это фильм и о религии, и о Церкви. И есть несколько эпизодов, которые требуют внимания к себе. Вот архиерей у себя в покоях беседует с мэром. Говорит с ним несколько свысока, как власть имущий, как тот, кто обладает истиной. И наставляет мэра своеобразно: всякая, де, власть от Бога, и если ты имеешь власть, умей употребить силу. (не о справедливости, не о милости - о силе говорит. А когда мэр хочет поделиться с ним своими наболевшими сомнениями, архиерей обрывает его на полуслове: ты, дескать, не на исповеди (зачем мне влезать в твои проблемы, знаю я их, и не хочу быть к ним причастным ни с какой стороны). Итак, благословение получено: иди и пользуйся властью, которая уж непременно дана тебе от Бога...
Эпизод со священником Алексием у магазина. Смиренный батюшка (духовник мэра) говорит как пишет, всё гладко, всё правильно - "в Библии сказано". С левиафаном (властью) сражаться бессмысленно. А ты вот на исповедь не ходишь, не причащаешься (ну да, и свечки не ставишь...). А герою от этого не легче. Конечно, с Богом у него как-то не сложилось. Но что делать теперь, когда всё потерял - жену, дом... Смиряться, говорит батюшка. Батюшка, при этом, интересный - хлеб закупает целым мешком. Ясное дело, не для себя только. Но ведь и образ какой - жить хлебом единым...

Разгромленная некогда церковь на окраине, там ещё фрески чудом сохранились (на одной из них пьяный герой видит голову Иоанна Предтечи на блюде...). И вот эта едва ли интересующая местного архиерея развалина становится пристанищем так же никому не нужных здесь детей, где они живут как хотят и что хотят делают...

И наконец, апофеоз -  проповедь владыки в воскресный день. Комар носа не подточит - проповедь образцово-показательная - об Истине, о Православии, которое мы должны хранить и т.п. И слушают всё это в первых рядах местные властители, убаюканные и довольные. У них всё хорошо, вот и владыка так хорошо всё сказал. А мэр наклоняется к сынишке и говорит на ухо: Господь, сынок - Он всё видит. И на лице у мэра мир и покой, и не понимает этот страшный человек, этот преступник смысла того, что сам же и говорит...

Вот такие примечания пришли в голову. Хотелось бы обсудить, если кто-то пожелает.

дела наши скорбные, мысли, другое кино

Previous post Next post
Up