Ко дню рождения о.Павла Флоренского (22 января 1881)

Jan 22, 2014 11:14

В церковном народе существует мнение, что вода, освящаемая в навечерие Богоявления
является как бы "сильнее" воды, которую освящают в самый день праздника.
Конечно, это заблуждение, поскольку вода (Великая Агиасма) освящается в оба дня
одним и тем же чином, и не может одна св.вода быть "святее" другой.
Но у о.Павла Флоренского читаем любопытное, хотя, возможно, и спорное,
как и многое у этого богослова, замечание по этому поводу.



Богоявленская вода

Какой смысл имеют два водосвятия богоявленских,-в навечерие
и в самый день Богоявления? И почему вода первого
освящения, в навечерие, особенно почитается и считается особенно
важным <первое освящение)120. Естественно было бы
думать как раз наоборот-а именно, что вода, освященная
в самый праздник, преимуществует пред водою, освященной
в день, предваряющий праздник. Но на самом деле как раз
наоборот.
Ответ на эти вопросы очень прост, если принять во внимание
точное указание устава. Вода освящается в навечерие в храме
для освящения храма же, домов и т. д. В праздник же
освящается вода в естественных водоемах. Это значит, что
первое водосвятие в Церкви обращено ad intra, предназначается
для внутреннего употребления в Церкви, для самоочищения
и самоосвящения Церкви же, а второе водосвятие обращено
в Церкви ad extra, для внешнего употребления, для очищения
и освящения природы, мира. Первая вода-для христиан, как
равных; вторая вода-для всей твари и, значит, для людей, как
членов мира. Отсюда понятно, что первая вода представляет
высшую ступень облагодатствования, чем вторая, и, главное,
по назначению своему она и должна быть употребляема
в домах.
                                                 Из книги  "Философия культа".                             
                                                    1916.1.5. Серг(иев} Пос(ад).
                                                                  После всенощной.

память, Православие, Церковь, книги

Previous post Next post
Up