Городской велопрокат: Сиэтл и Москва

Jun 07, 2016 19:12

Мы наконец-то опробовали московский прокат велосипедов Велобайк. Всё работает и даже неплохо! Хотя бывают всякие глюки с приложением и датчиками на станциях велопроката. Но в целом опыт получился положительный, что удивительно, потому что многие мои друзья плохо отзывались об этой велосистеме. Кого-то возмущает тариф: велосипед выгодно брать для коротких поездок, а за трехчасовую велопрогулку набегает грабительская сумма. Другие жалуются, что велосипеды слишком тяжёлые. На эти аргументы я могу только воскликнуть, что совершенно аналогично устроены велопрокаты в западных городах, а московская система - лишь калька! Хороший обзор по московской системе проката написан тут. А я давно хотела рассказать, как работает аналогичный сервис в Сиэтле, а теперь ещё и могу сравнить с московским.



1. Прокат велосипедов в Сиэтле называется Pronto! и был запущен почти одновременно с московским в 2014 году. Велики очень красивые - салатовые, символизируют удивительную природу вечнозёленого города.


2. Главным спонсором выступила авиакомпания Alaskan Airlines и добавила синий цвет в дизайн. Получилось красивое зелёно-синие сочетание, а это фирменные цвета команды по американскому футболу Seahawks, которая ну очень популярна в Сиэтле. Велопрокат получился настоящим подарком сине-зелёным фанатам. Стоит ли говорить, что в оформлении московские невзрачные велы сильно прогрывают: неясно, что символизирует их серая, безрадостная расцветка...


3. По-моему взять велик на прокат в Сиэтле проще, чем в Москве. Нужно просто оплатить тариф и разблокировать понравившийся велосипед, введя его номер. Причём на один аккаунт можно взять несколько велов и это очень удобно (опять же в отличие от московской системы). Например, мой муж активировал два велосипеда - себе и мне.


4. И не нужно вводить на рулевой панели велика всякие логины и пинкоды, как в Москве.


5. Тарифная сетка очень похожа на московскую, только дороже. За $8 в сутки можно совершать неограниченное количество поездок по полчаса (в Москве суточный абонемент стоит 150 рублей). Но если одна поездка была дольше получаса, то применятся штрафной тариф. В конечном счёте для длительных прогулок такие велики не выгодны, на что и жалуются мои друзья. Зато очень удобно их использовать в качестве городского транспорта, чтобы добраться из пункта А в пункт В.


6. Приятное отличие велов в Сиэтле, что они относительно чистые. И это при наличии большого количества бомжей в городе (представителя можно видеть на заднем плане). Московские велы грязные и пыльные, хочется протереть руль и сиденье влажной салфеткой. А ещё я неоднократно наблюдала в Москве, как мигранты и не только используют велы вместо лавочек или велотренажера. А потом около велостоянки валяются отломанные педали… Вандализм средь бела дня! И замечание сделать неудобно…


7. Важный бонус велопроката в Сиэтле - защитный шлем в аренду всего за $2.


8. С покупкой тарифа выдаётся код, который нужно ввести на контейнере с велосипедными шлемами.




9. Кстати, все шлемы прошли чистку после предыдущего использования. А спонсором выступил Seattle Children’s - детский госпиталь и научно-исследовательский центр.


10. Безопасность превыше всего, поэтому мы с удовольствием надеваем шлемы. А вот в Москве встретить велосипедиста в шлеме большая редкость. Как водится, пренебрегают наши граждане элементарной безопасностью.




11. Основные правила велосипедиста, кстати, написаны на корзинке спереди от руля. По-моему отличная идея и в московском велопрокате явно не хватает оговаривания прав и обязанностей велосипедиста. Надевайте шлем. Соблюдайте ПДД. Ездите медленно по тротуарам. Уступайте дорогу пешеходам. Используйте звонок для предупреждения. Сигнальте при поворотах. Наслаждайтесь!


12. Ну и конечно, главное удобство велопроката в Сиэтле - наличие удобных велодорожек в ассортименте: есть защищённые от проезжей части и просто выделенные полосы. Кататься одно удовольствие! А в Москве приходится рисковать жизнью на дороге или делить тротуар с недовольными пешеходами.






13. А в конце поездки велик и шлем возвращаются на одну из велостоянок. В соцсетях я сделала предположение, что в Москве сделать аналогичную систему проката шлемов невозможно, потому что их просто не будут возвращать. Своим предположением я задела часть друзей, мол, я возомнила себя особенной: сама-то готова шлем возвращать, а других за быдло держу…. Не то чтобы я совсем плохого мнения о культурном уровне жителей столицы, но давайте смотреть правде в глаза: если есть возможность стащить “бесплатное” и “ничейное” - русский народ однозначно тащит. И пусть таких людей не большинство, но нескольких маргиналов достаточно, чтобы изрядно подпортить картину законопослушного общества.


14. Между делом, я задумалась о рентабельности московского проекта и сколько обходится городу поддерживать всё в рабочем состоянии: вандализма в Москве очень много. Но как сказал мой китайский друг, с которым мы познакомились много лет назад в Крыму: “Думать о рентабельности не приходится, такие проекты ставят на первое место имиджа города (считаю, даже, как говорят "удобство для народа" нужно отодвинуть на второстепенное место).” И действительно, даже велопрокат в Сиэтле терпит убытки, но никто не собирается его закрывать, потому что на кону будущее города, экология, здоровье общества.


И я очень надеюсь, что Велобайк в Москве тоже будет развиваться, появится больше велостоянок и главное велодорожек (!) во всех районах Москвы, чтобы действительно велики стали экологичной и полезной для здоровья альтернативой автомобилям и маршруткам. Я буду этого очень ждать!

транспорт, инфраструктура, Сиэтл, велопрокат, велосипеды, Москва, общество, велобайк

Previous post Next post
Up