Некоторые родители не совсем понимают, как правильно нужно воспитывать своих детей, и совершают ошибки, которые могут негативно сказаться на будущем ребенка.
Есть несколько неверных стереотипов, которые родители навязывают своим детям:
1. Ябедничать плохо
Очень часто дети прибегают к родителям и начинают жаловаться на других детей, мол кто-то что-то сказал, показал, обозвал и т.п. И взрослые, как правило, отвечают, что ябедничать нехорошо, никто не любит ябед.
Конечно же, мотивировать ребёнка на самостоятельное решение - это хорошо. Но в данной ситуации - это не совсем правильно, и, скорее всего, результат будет не очень радужным.
Пока родители учат своих детей не жаловаться о проступках других детей, психологи наблюдают тенденцию замалчивания проблем в окружающей среде. В основном дети, боясь оказаться ябедой элементарно не рассказывают родителям об частых издевательствах. В результате такие дети вырастают замкнутыми от всего мира.
Поэтому нужно учить детей быть честными и открытыми, и всегда уметь выслушать, во избежание больших проблем в будущем.
2. На людях нельзя выражать негативные эмоции
Родители не любят, когда их ребёнок плачет, злится или бьётся в истерике. И в большинстве случаев им проще крикнуть, пригрозить или шлепнуть по попе, не разобравшись в ситуации. И такая реакция на поведение ребёнка сильно вредит ему. Он может сделать следующие выводы:
- Это он плохой, а не то что его расстроило.
- Негативных эмоций нужно стесняться и прятать их.
- Его чувства не так важны, как чувства родителей.
Все это приводит к тому, что дети не доверяют своим родителям, они привыкают держать эмоции в себе и не давать им выхода, и, как последствия - повышенная агрессия, нервные срывы и даже психические нарушения.
Отрицательные эмоции обязательно нужно выпускать наружу, иначе они негативно повлияют нервную систему. Поэтому нужно учить ребенка конструктивно выражать эмоции. Нужно сразу же выяснять, в чем проблема и как ее решить.
3. Ребенок должен всем нравиться
Все родители хотят, чтобы их ребенок жил в мире со всеми, и как правило за этим скрывается нежелание иметь проблем в школе. И тогда родители учат детей быть добрыми со всеми. Но это неправильно.
Ребенок начинает думать, что его сверстники важнее его самого, и ему нельзя никому отказывать в различных просьбах. Это в свою очередь приводит к так называемой эксплуатации ребенка. Зачастую такие дети вырастают слабовольными и с низкой самооценкой.
Нужно учить детей относиться с уважением к другим, но при этом иметь свою точку зрения. Ребенок не должен жертвовать своими целями и интересами в угоду другим.
4. Наказать - значит лишить ребенка чего-то.
Существует два подхода к реакции на поведение ребенка:
- Поощрение показывает ребенку, что он все делает правильно.
- Наказание объясняет, что так делать нельзя.
Такие реакции моно разбить на подкатегории:
- Позитивное поощрение означает, что ему дают то, что он хочет.
- Негативное поощрение, наоборот, исключает что-то, что ему не нравится.
- Позитивное наказание предлагает дать ребенку задание, которое он не очень любит.
- Негативное наказание - лишение его чего-то, что он очень любит.
Обычно родители использую последний подход, когда хотят наказать ребенка. Ведь так проще всего. Но действительно ли это приносит положительные результаты? Психологи говорят, что это не самый эффективный способ наказания. Таким способом дети убеждаются в том, что прав тот, кто сильнее.
Детям нужно рассказывать, что ошибки не должны наказываться. Возможно ребенок нуждается в помощи взрослых и ему нужно это предоставить. А если уже и наказывать, то лучше дополнительным каким-то заданием в виде уборки в комнате.
5. Дети обязаны делиться игрушками.
Дети, которых заставляют делиться против их собственной воли, в последствии предпочитают не делиться в принципе. Многие взрослые не любят делиться, так почему нужно заставлять ребенка это делать?
Дети имеют особенность привязываться к своим вещам, даже если это маленькая игрушка, которая кажется мелочью, по сравнению со взрослыми вещами. Но если посмотреть на ситуацию с из точки зрения, можно понять, что эта игрушка может очень много для них значить.
Нужно учить детей, что нужно делиться тогда, когда это справедливо. Нужно поощрять их, если они хотят поделиться своими игрушками. Но не нужно забывать развивать в них чувство справедливости.