Фильм «Аватар» - первая часть будущей трилогии, и, по словам режиссера Джеймса Кемерона, - важнейший фильм в его карьере. Большинство кинокритиков считают, что это революция в кинематографе. А исполнительница одной из главных ролей Сигурни Уивер утверждает, что «Аватар» изменил «сам способ, которым доныне снималось кино».
«Аватар» на 60% - анимационный фильм. Но его технологическая революционность заключается в невиданной до этого времени реалистичности анимации. Для съемок ленты разработали «виртуальные» камеры и новую технологию «актерской игры», которая позволила перенести на анимированных персонажей мельчайшие жесты, мимику и даже выражение глаз актеров. Как, собственно, герои фильма с помощью нервных импульсов руководят своими «аватарами» - искусственно выращенными телами инопланетных существ, так и актеры благодаря этой технологии могли руководить своими цифровыми героями. Поэтому в какой-то степени «Аватар» является историей о современных достижениях голливудской техники.
В конечном итоге, спецэффекты всегда были основой фантастического жанра, а что такое спецэффекты, как не демонстрация новейших технологических достижений? Но интересно то, что в этот раз главным визуальным продуктом разработок в отрасли кинопроизводства стали не очередные футуристические чудеса кибера, а природа. Наиболее зрелищным творением инженерного гения Кемерона в «Аватаре» является фантастическая экосистема планеты Пандора. Правда, эта экосистема почему-то уж слишком напоминает «Матрицу» - все живые организмы вымышленного режиссером «идеального мира» соединены в единую, к тому же централизованную, энергетическую сеть. В терминологии режиссера это называется «совершенной мировой гармонией».
Логические ошибки фильма
Несмотря на поражающие воображение технологии, использованные при создании фильма «Аватар», некоторые происходящие в нем события выглядят неубедительно. Конечно, в жанре фантастики не всегда возможно говорить об ошибках однозначно, но, тем не менее, с точки зрения логики странным представляется следующее:
1. Главный герой фильма - бывший морпех Джейк Салли, парализованный в результате ранения, передвигается по базе землян на инвалидной коляске.
Неужели в мире далекого будущего инвалиды войны не могут надеяться даже на электрическую коляску от государства? Электрические инвалидные коляски даже в наши дни довольно распространены в развитых странах. А если государство не смогло предоставить Джейку электрическую инвалидную коляску, то почему этого не сделала богатая корпорация RDA? Ведь Джейк, согласившиеся заменить в качестве оператора дорогостоящего «аватара» (искусственно выращенного тела аборигена планеты Пандора (На’ви)) своего погибшего брата - близнеца, очень ценный человек для корпорации (RDA).
2. Ценность руды анобтаниума, из-за богатого месторождения которого в итоге начинается война землян с На’ви (аборигенами Пандоры) не объясняется.
Только упоминание полковника Майлз Куоритча о своем участии в войнах США с Нигерией и Венесуэлой (богатыми нефтяными месторождениями) позволяют предположить, что данный минерал необходим для энергетики.
3. Во время первой атаки на деревню На’ви стрелы, выпущенные из луков воинов На’ви не пробивают бронированное стекло главного (большого) вертолета.
Однако во время второй атаки те же стрелы, выпущенные из луков небесных всадников, легко пробивают стекла маленьких вертолетов.
4. Во время второй атаки на деревню На’ви земные солдаты (морпехи) должны были взорвать божество На’ви (разумное дерево Эйву) с помощью большого ящика ручной взрывчатки, поддон с которой опускался на парашюте.
Неужели, изначально не исключая военного решения проблемы, земляне не завезли бы на Пандору полноценные авиационные бомбы большой мощности?
5. Во время инструктажа солдат полковник Майлз Куоритч говорит о невероятной живучести На’ви (разумно предположить, что по сравнению с людьми).
Однако во время второй атаки многие из На’ви, подобно людям, гибнут от нескольких автоматных пуль. Таким образом, в частности, «погибает» аватар оператора Норма Спеллмана (напарника Джейка Салли).
6. Рукопашный бой аватара Джейка Салли с механоидом (пилотируемым боевым роботом), находящимся под управлением полковника Майлза Куоритча выглядит неубедительно.
Несмотря на то, что На’ви крупнее и сильнее землян, вряд ли аватару удалось бы блокировать железной деталью удары ножа механоида и в итоге даже выбить его (нож) из механических рук.
7. Модуль, в котором находятся операторы автаров, перенесенный в поселение На’ви взбунтовавшейся группой землян между первой и второй атаками, не охраняется воинами На’ви во время второй атаки.
Сложно представить, что военный Джейк Салли, которому по сюжету фильма эта оплошность едва не стоила жизни, упустил бы организацию охраны столь важного объекта.
8. Начальнику земной колонии Паркеру Сельфриджу после победы На’ви позволяют покинуть Пандору и вернутся на землю.
Странное решение, учитывая, что именно он позволил погибшему впоследствии в бою полковнику Майлзу Куоритчу начать войну, которая унесла жизни многих землян и На’ви.