Когда мы слышим слово «гений», мы тут же вспоминаем таких выдающихся людей, как Леонардо да Винчи, Моцарт или Альберт Эйнштейн. Когда музыковед Крейг Райт, ныне профессор Йельского университета, впервые начал изучать гениальность, он обратился именно к ним.
Однако со временем его представления о том, что делает человека гением, резко изменилось. Благодаря исследованиям и беседам со студентами из разных слоёв общества Райт пришёл к выводу, что большинство из нас, в том числе и он когда-то, верят в распространённые мифы об исключительных достижениях.
Миф первый: все согласны с определением гения
Что делает человека гением? Мы знаем немало выдающихся имён, которые вряд ли кто-то станет оспаривать, но, как обнаружил Райт, проведя опрос среди своих студентов, существует гораздо больше серых зон, чем вы думаете. Можно ли считать гениальной Ким Кардашьян, которая смогла построить бизнес-империю буквально из ничего? Кто имеет больше прав называться гением: олимпиец Майкл Фелпс, который обладает невероятными спортивными способностями, или создатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен?
Споры по этому поводу позволили Райту прийти к важному выводу: студенты из разных культурных слоёв дают разные ответы на вопрос о том, кого можно считать гением.
Так, например, пара студентов из числа коренных американцев назвала гением женщину, создавшую рисунок ковра, который воспроизводится поколениями, однако никто не знает её имени. Студенты из Азии, в свою очередь, «проявляли сильное любопытство к западным гениям ввиду нового для них понятия трансформации личности».
Нет единого определения гениальности. Дело в том, что мы воспринимаем её, исходя из своих представлений о том, что ценно и как создаются ценные вещи. «Гениальность - это не абсолют, а человеческая концепция, которая зависит от времени, места и культуры», - утверждает Райт.
Миф второй: всё дело в IQ
По словам Райта, вы глубоко ошибаетесь, если думаете, что гения можно определить, проведя тест или взглянув на резюме.
«Оказывается, что коэффициент интеллекта переоценивают, равно как и другие стандартизированные тесты, оценки, учебные заведения «Лиги плюща» и наставников, - говорит он. - Стивен Хокинг научился читать в восемь лет; Пикассо и Бетховен не были способны выполнить элементарные математические действия. Джек Ма, Джон Леннон, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Уолт Дисней, Чарльз Дарвин, Уильям Фолкнер, Стив Джобс - все они не славились выдающимися успехами в учёбе».
Если дело не в умственных способностях, то в чём же тогда? Гении не получают высоких оценок, однако почти каждый из них обладает невероятной любознательностью и настойчивостью. Райт обнаружил, что «способность расслабиться и позволить непохожим идеям объединиться во что-то новое и оригинальное», а также продуктивность - ключевые факторы развития гениальности.
Миф третий: вы могли бы стать гением, если бы у вас была такая возможность
К сожалению, в реальности укоренилось представление о гении как о чудовище, которое достигает великих свершений, будучи ужасным человеком. Эрнест Хемингуэй был ужасным мужем. Мария Кюри была плохой матерью. О несносности Стива Джобса ходят легенды.
И хотя мы часто слышим, что за гениальность приходится чем-то платить, мы не осознаём, что это также дорого обходится самому гению. Когда Райт перед началом занятий спрашивает студентов, кто из них хотел бы стать гением, трое из четырёх поднимают руки. Однако после изучения жизни гениев в течение семестра лишь один из четырёх по-прежнему желает быть гениальным.
Конечно, большинство из нас не смогли бы стать гениями, как бы мы ни старались. Однако это не мешает отдельным людям пытаться изменить мир. Жизнь была бы намного хуже, если бы они этого не делали. Однако исследования Райта служат хорошим напоминанием для тех, кто превозносит гениальность, насколько сложной на самом деле является данная концепция.