Чумаки, чумацкий промысел ─ промысел по перевозке грузов гужевым транспортом. Зародился на украинских землях в XV в., особое распространение получил в XVII ─ I половине ХІХ в. Людей, занимавшихся этим промыслом. Называли чумаками, иногда солениками или коломийцами.
Чумаки осуществляли перевозки грузов и торговые связи между украинскими, российскими землями и Крымом. По степям Северного Причерноморья и Приазовья были проложены несколько чумацких шляхов (Черный, Муравский, Молдавский, Бакаев).
По землям современной Николаевщины проходила часть Кучманского шляха (ответвление Черного шляха), в районе современного Вознесенска происходила переправа через р. Южный Буг.
Основными грузами, доставлявшимися на юг, были зерно, кожа, мед, воск, а из Крыма доставлялись соль и рыба. Чумаки в XVII ─ XVIIІ вв. имели монополию на торговлю солью на украинских землях. Соль доставлялась ими вплоть до Повожья, на востоке и Волыни на западе.
Перевозка осуществлялась большими деревянными возами (мажами), в которые запрягались пара или четверо волов. На такой воз могли загружать более 60 пудов соли. Чаще всего использовали т.наз. бессарабских волов половой масти с длинными рогами. Возы собирались в валки от 100 до 300 возов, во главе каждой валки был выборный атаман, а чумаки валки составляли ватагу. Во время перехода в валке устанавливалась полувоенная дисциплина, обязанностью чумаков была взаимопомощь. Нередко по степям Дикого поля чумацкие валки сопровождались для охраны отрядами казаков. Чумацкие валки отправлялись в путь ранней весной и возвращались домой поздней осенью. За сезон они могли совершить 2-4 перехода на юг и обратно.
В открытием в конце XVIII в. черноморских торговых портов, чумаки становятся основными поставщиками зерна для них, ежегодно они доставляли 25-40 млн. пудов зерна, а с юга ─ 2-3 млн. пудов соли и до 1 млн. пудов рыбы. Они также обслуживали ярмарки на Украине, в России (вплоть до Москвы), Белоруссии, Польше.
Присоединение причерноморских земель к России способствовало расцвету чумацкого промысла. В это время чумацкие шлях проходили через Богополь, Кривое Озеро, Вознесенск. Учитывая высокий спрос на лес и стройматериалы в южном регионе, чумаки скупали лес и лесоматериалы на днепровских пристанях в Черкассах, Новогригорьевске, Кременчуге, Каховке, а затем распродавали в Херсоне, Николаеве и Одессе. Часть этого леса и разные изделия из дерева выменивались на зерно в окружающих селах. С Киевщины в Николаев доставлялся хлеб (часть его покупалась для нужд флота морским ведомством, остальной доставлялся в Одессу каботажным флотом). Чумаки также доставляли на юг различные овощи, особенно картофель и лук, продавая их, в основном, в Херсоне и Николаеве. С юга традиционно доставляли соль, рыбу и разные товары из Одесского, Херсонского портов, а начиная с 60-х гг. ХІХ в. и из Николаевского коммерческого порта. Одним из центров чумацкого промысла на Юге Украины был Ольвиополь. Чумаки из этого города специализировались на доставке зерна в Одессу, Николаев. Вознесенск. Более состоятельные закупали рыбу и соль, которую продавали в Каменце-Подольском и Старконстантинове.
Главным недостатком чумацкого транспорта была малая скорость транспортировки, при этом он считался достаточно надежным.
С середины ХІХ в. наблюдался упадок чумацкого промысла, что было связано с началом активного развития железнодорожного транспорта, конкуренции с которым чумаки не выдерживали. Тем не менее, этот промысел продолжал играть существенную роль в транзитных грузоперевозках на южноукраинских землях вплоть до начала ХХ в. чумацкий промысел сыграл особую роль в процессе первоначального накопления капитала и формирования рыночных отношений на украинских землях.