Октябрьские каникулы

Oct 30, 2013 18:19

В августе вдруг оказалось, что наш институт должен срочно переезжать в центр Портленда. Наш университет продал западный кампус на гребне бума, получив кучу денег, после чего вложил все эти деньги крайне неудачно, так что все они пропали. Печальный итог: ни кампуса, ни денег. Кампус удавалось какое-то время рентовать у новых владельцев, а тут они вдруг заявили, что конец, переежайте. Как всегда, переезд - как пожар или потоп, работа невозможна, хорошо еще, что не надо самим все паковать и перевозить. Надо просто не мешаться под ногами, и тут меня озарило - длинный отпуск!

От радости мы решили отвалить подальше и на подольше, и устроили себе поездку в Европу на три недели, с недельным заездом в Москву повидать родных и близких. Фотографии из первой части поездки, включая Париж и Руан, выложены в альбоме (Вставлять в текст мне их не хочется, слишком много):
https://plus.google.com/photos/117036100476987916922/albums/5940725538281539569?partnerid=gplp0
Началась поездка с прилета в Амстердам (единственное место, куда летают напрямую из нашего Портленда) утром 3-го октября. Там мы взяли машину, и доехали до Парижа, заняло это около 5 часов, бедному Андрюше было непросто, разница времени в 9 часов - дело тяжелое. Так что смотреть Париж мы начали только со следующего дня. Поселились мы в отеле Кампанил на окраине, в Бобиньи, где можно было бесплатно оставить машину на отельной парковке, и до метро (станция Пикассо) было всего 5 минут пешком. Парижское метро оказалось необыкновенно похожим на Московское по логистике, системе переходов, билетов, плюс везде сделаны схемы линий, подробные карты есть на каждой станции - просто прелесть, как знакомо и удобно. Так как вставали мы рано, то утром попадали в час пик, тоже вполне московский по плотности народа в вагоне. Однако ранние вставания были неизбежны из-за разницы во времени, да и планов громадье требовало шевелиться. На Париж мы отвели всего 2 дня, мы оба не любим большие города, быстро от них устаем. В связи с ограниченым временем постарались расставить приоритеты: побольше погулять по старому городу, посмотреть готику, которую очень любим, а музеи жестко ограничить: нас интересуют импрессионисты, их и смотреть. В Лувр решили пока не ходить, отложить на следующий приезд.

В первый день мы решили начать со старой части Парижа, острова Иль-де-ля-Сите, и Нотр-Дам де Пари, Собора Парижской Богоматери. Знаменитый фасад с двумя башнями смотрит на запад, утром он в тени, а солнце встает сзади, поэтому скульптуры фасада лучше рассматривать попозже, когда солце поднимется высоко. На площади перед собором сделан высокий помост со ступеньками, вроде бы в связи с 800-летием собора, для туристов очень удобно. Погода была прекрасная, народу в 9 утра не сильно много, и мы для начала отправились внутрь. Знаменитые розетки с витражами сияли всеми цветами радуги, поэтому при обходе храма в основном смотрели наверх. Андрюшу при этом поразила неровная каменная кладка потолка, явно нелегко давшаяся строителям. Чтобы залезть на башни и посмотреть знаменитых химер и горгулий, пришлось с полчаса постоять в очереди. Статуи очень понравились, все эти задумчивые демоны, грустные птицы, и гротескные звери с выпучеными глазами, их здорово фотографировать на фоне видов Парижа. A виды сверху на Париж несколько разочаровали: крыши по большей части однотипные, неяркие, видны знаменитые здания, например, готическая часовня Сен-Шапель, или Эйфелева Башня вдалеке, но все остальное весьма однообразно. Как-то сразу стало ясно, что стоять в гораздо более длинной очереди, дабы залезть на Эйфелеву Башню мы уже не станем.

Спустившись с крыши, мы обошли Нотр-Дам справа, вдоль набережной, через очень красивый садик, полный цветов, несмотря на осень. Собор потрясающе красив сзади, откуда просматриваются боковые несущие дуги: "летящие опоры" (flying buttress), и над-алтарная башня с острым шипастым шпилем. Я с самой юности страдаю повышеной любовью к готике, и тут решила как следует насмотреться, где еще, как не во Франции, на исторической родине этой архитектуры. После Нотр-Дам мы отправились в часовню Сент-Шапель (Sainte-Chapelle), построенную всего за 6 лет начиная с 1242 года для Людовика 9-го Святого, для хранения Тернового Венца, закупленного им в Палестине. Часовня предназначалась для королевского семейства, она невелика по сравнению с Нотр-Дам, и большая часть поверхности стен занята отлично сохранившимися витражами 13 века. Обилие виртажей при небольшом объеме внутреннего зала заполняет весь храм светом, синими и красными сполохами, играющими на статуях и межоконных колоннах. Чуть ли не вся Библия рассказана в этих витражах, но мне как-то не хотелось рассматривать картинки, настолько здорово было наблюдать за игрой света.

Во второй половине дня мы решили посмотреть на город с воды, покататься на кораблике по Сене (Vedettes du Pont Neuf, от Нового Моста недалеко от Нотр-Дам). Оказалось очень здорово: экскурсия проводится на двух языках, включая английский, с воды видны почти все основные достопримечательности, в голове хорошо укладывается общий план города, становится ясно, как строить дальнейшие пешие прогулки, и примерно каковы расстояния. А после кораблика настало музейное время - музей Д’Орсэй (D’Orsay), а конкретно, импрессионисты. Как всегда, коллекции огромны и разнообразны, приходится себя строго ограничивать, чтобы посмотреть то, что больше всего нравится, пока еще остается способность воспринимать (т.е. в течение первого часа-полутора, потом - не в коня корм). Особенно хорош там Ренуар, "Танцующие", уходить от них не хочется.

Второй день получился таким же занятым, как первый. Начали мы с прогулки от Гранд-Опера, через Вандомскую площадь к Пале-Рояль (Palais Royal) и саду Тюильри (Tuilleries). Старых деревьев в обoих парках почти нет, в основном молодые посадки, зато везде куча цветов, удивительно красивые разноцветные клумбы, кусты роз, и вообще несмотря на октябрь сады выглядят скорее по-летнему. Посмотрев на Лувр снаружи, мы пошли в музей Оранжери (L’Orangerie), смотреть кувшинки Моне. Главная часть музея - два огромных овальных зала с 8-ю монументальными (многометровыми!) картинами Клода Моне, изображающими пруд с кувшинками и склонившимися ивами в разном освещении. Картины приклеены к изогнутым стенам, освещены дневным светом сверху, а посередине залов стоят кушетки, с которых очень удобно смотреть картины на нужном расстоянии. Тихо и хорошо, народу утром было немного, и впечатление осталось сильное.

Дальше прогулка нас привела на площадь Пляс де ля Конкорд (Place de la Concord), где во времена французской революции стояла гильотина, через которую прошли все сословия, короли, мещане, дворяне и сами же революционеры. Сейчас там стоит египетский обелиск, стела Рамзеса Второго, которую в 1833-м прислал королю Луи-Филиппу наместник турецкого султана. Там начинается бульвар Елисейские Поля (Avenue de Champs Elysees, по которому мы пошли к Триумфальной Арке. Андрюша долго изучал список побед Наполеона, названия взятых им городов. Естественно, названия "Бородино" и "Березина" отсутствовали, хотя "Москва" там была. Меня Арка удивила гигантским размером, и удивительно невыразительными статуями богов и героев, в стиле ампира, напоминающем родной, и гораздо более поздний соцреализм. Потом все так же пешком мы двинулись к музею Мармотан, через Трокадеро со знаменитым кафе "Ротонда". Километров намотали много, здорово устали, поэтому после музея передвигались уже все больше на метро: к Эйфелевой Башне, а после - на Монмартр, к собору Сакре-Кер (Sacre-Coeur). Поднялись к Сакре-Кер по знаментым ступеням, где главным препятствием был не подъем, а дикое количество туристов. Толпа кверху уплотнилась до некомфортного состояния, внутри собора все пространство было занято людьми, и мы довольно быстро сбежали, и даже вниз решили спускаться другой дорогой, лишь бы не через толпу. Обогнули собор сзади и с радостью убедились, что там пусто, почти никого нету, все торчат спереди на ступенях. Нашли кафе, долго сидели, ели вкусные пироги, любовались окрестностями, в общем, наконец расслабились. И порадовались, что на следующий день из Парижа уезжаем, в надежде, вполне оправдавшейся, что таких толп туристов в других местах уже не будет.

Первая остановка на пути из Парижа в Нормадию была в Руане (Rouen), посмотреть знаменитый готический собор и средневековый город. У нас был целый день. спешить некуда, и Руан произвел сильное впечатление! Городу больше двух тысяч лет, он был столицей области уже при римлянах. Потом Руан был столицей Норманского княжества, был "подарен" первому бандиту-викингу Ролло, от которого перешел к его многочисленым потомкам, включая Вильгельма Завоевателя. Однако главное историческое событие, которым знаменит Руан, было сожжение Жанны Д’Арк в 1431 году. Ее сожгли на площади, где теперь стоит крест и небольшой современный собор довольно странной архитектуры, скорее напоминающий большой сарай. Под той же крышей, что и собор, располагается рынок, так что по началу мы не поняли, что этот сарай и есть храм Жанны, а с удивлением подумали: "Ну и рынок они себе тут отгрохали в Руане". Как ни странно, больше всего имя Жанны Д’Арк попадается на всевозможных сладостях, вроде орехов в шоколаде "Слезы Жанны", или тележек с печеньем макарун имени Жанны.

Средневековый Руан был очень богат, в основном за счет шерсти. Старый город начинается прямо вокруг рыночной площади, которая окружена так называемыми "полу-деревянными" (half-timbered) домами. Эти дома начинаются с каркаса из частых бревен, промежутки между бревнами заполнены чем попало, глиной, стружкой, штукатуркой, осколками кирпича, чего не жалко. Бревна каркаса не замазывают под цвет стен, а наоборот красят в контрастирующие тона. Наиболее старые дома (а есть сохранившиеся с возрастом более 300-400 лет) напоминают перевернутую пирамиду, с верхними этажами больше нижних, торчащими над улицей. Владельцы платили налоги в пропорции к площади фундамента, который старались сделать поменьше, а жили на верхних этажах, которые пытались сделать побольше. Надо думать, это не раз вызывало проблемы при строительстве... Центр Руана весь состоит из таких домов, раскрашеных в довольно яркие оттенки красного, желтого и зеленого, получается очень здорово. Главная улица средневекового города ведет от площади Жанны Д’Арк к Собору Богоматери в Руане. Она проходит под аркой старой городской ратуши с замечательными ренессансными часами Гро-Оарлож (Gros Horloge). В старой ратуше сейчас музей, можно увидеть действующий механизм часов и колокола, посмотреть, как жил смотритель-часовщик, и полюбоваться Руаном сверху (ступенек 100, не больше).

Былое богатство Руана проявляется и в абсолютно зашкаливающем количестве готики. Полудюжина огромных соборов, изукрашеных тончайшей, изысканой, кружевной каменной резьбой в виде орнаментов, узоров, гирлянд, замысловатых оконных розеток, статуй, химер, и вдобавок "новая" городская ратуша на два квартала площади, вся в вычурных шипастых башенках, сохранился по крайней мере один готический городской фонтан (в старой ратуше стоят макеты нескольких несохранившихся). Все это богатство строилось из мягкого светлого известняка, который со временем закоптился, почернел, его подразмыло кислотными дождями, и вообще разрушило временем. Реставрация ведется постоянно, и разные части соборов имеют разный цвет в зависимости от того, когда их помыли. Самая мягкая очистка ведется лазерами и, видимо, стоит изрядных денег, которых похоже хватает только на основные достопримечательности. Поэтому менее знаменитые соборы оставляют тихо разрушаться, от одного из них осталась только арка, из которой сделали ворота в заборе жилого дома. В другом соборе организовали отличный музей железных изделий, оказывается, механика в средние века бурно развивалась для создания хитроумных замков, запоров и решеток.

Главный собор - это Нотр-Дам, Собор Богоматери в Руане. Клод Моне написал 30 видов фасада этого собора при разном освещении и в тумане. Внутри собора, к сожалению, почти не осталось старых витражей, Руан оказался слишком близко от линии фронта во Вторую Мировую. В заалтарной части собора находятся каменные саркофаги первого норманского герцога Ролло и его дальнего потомка Ричарда Львиное Сердце. Правда, пишут, что от тела Ролло осталась только большая берцовая кость (могильные воры добирались до саркофага несколько раз), а от Ричарда до Руанского захоронения добралось только его (львиное) сердце. Мы обходили алтарь по часовой стрелке, и увидев два каменных саркофага, принялись разбирать надписи по латыни. Вроде как на первом было имя Роллон (Ролло), а на втором - Ричард. Каково же было наше удивление, когда по другую сторону алтаря мы увидели еще два каменных саркофага, так же украшеные лежащими воинами в коронах, у ног которых так же притулилось по котоподобному льву, и с именами Роллон и Ричард. Так что совершено непонятно, кто где лежит, а какие-либо объяснения (не на латыни) отсутствуют. Закончили мы свои хождения по Руану в Музее изобразительных искусств, который оказался не слишком интересен, за исключением совершенно потрясающего портрета кисти Веласкеса.

european travels

Previous post Next post
Up