В наступившем на нас дождливом ноябре делать нечего. Мы конечно все равно стараемся хоть как-то ходить по окрестностям, но ежели льет как из ведра, то приходится сидеть дома. И тут уже не удается ограничить просмотр новостей в целях сохранения остатков разума. Удается только иногда перенаправить внимание, например, вместо войн, читать про увлекательную историю падения криптовалютной биржи FTX и ее харизматического основателя Сэма Банкмана-Фрида (Bankman-Fried - потрясающее ЧМО). И по новой поразиться и ужаснуться, насколько истории многомиллиардных мошенничеств идут по одному и тому же сценарию. И никого ничему не учат.
Ну может состав игроков-инвесторов слегка меняется, но их психология остается все той же. "На дурака не нужен нож..., ему с три короба наврешь, покажешь медный грош..." Ладно, я скорее хочу поговорить не о человеческой жадности и глупости (ничего интересного мне тут не сказать), а о деталях, которые показывают, на что конкретно нынче клюют американские инвесторы, выбирая себе очередного мошенника для выбрасывания очередных миллионов.
1. Социальная близость и происхождение. При большевиках надо было происходить из пролетариата. А тут - либо из богатых (пример - дети Трампа и сам Трамп), либо из высокопоставленных чиновников со связями (Элизабет Холмс, основательница Тераноса, которая сейчас мотает 11-летний срок), либо из либеральной профессуры из топовых университетов - как Сэм Банкман-Фрид (СБФ). Родители Сэма оба профессора Стэнфорда, причем мама - специалист по этике. Нужное происхождение похоже это единственный способ получить и растратить не жалкие пару миллионов, а миллиарды. И известные мне примеры многомиллиардных мошенничеств связаны с инвестициями в социально близких. Сразу возникает вопрос, а есть ли примеры успеха, когда инвестиции в подобного крутого чувака оправдались? Может Билл Гейтс, но там происхождение было не из столичной, а из "местечковой" бизнес-аристократии, его предки и рядом не стояли с его заработками. Прочие успешные миллиардеры часто из самых низов, где сработала либо удача, либо талант и заслуги. Так может наоборот лучше не инвестировать в детишек из богатых и приближенных к кормушке?
2. Молодежь - чем моложе, тем лучше. Элизабет Холмс - не доучилась, бросила, Сэм БФ - свеже закончил, сейчас ему 31 год, соответственно в 2017-м, когда он замутил свою биржу, ему было 25-26. Ну да, бывают очень умные детишки. Но они жизни не знают от слова совсем. Те из них, которые не одержимы манией величия, обычно стараются сидеть в своей области, решать технические вопросы и набираться опыта. А во главу своего стартапа ставят взрослых людей (пример - Гугл). Но мания величия у юных гениев бывает и в острой форме, особено если они в своей короткой жизни ни разу не получаали мордой об стол, а шли от одного академического успеха к другому. И считают себя не просто гением, а всемогущим и всезнающим творцом, который настолько умнее других, что даже ошибки ему не помешают (поэтому учиться на них не надо).
3. Инвестируют не просто в социально близкую молодежь, а еще и из топовых университетов. Вот это мне понять не дано. Ибо по-моему топовые университеты сильно хуже, чем приличные университеты среднего звена. В 91-м году меня занесло в Калифонийский Университет в Бёркли. На 3 месяца с Соросовским грантом на работу по специальности (тогда это была мол биология растений). До того я уже провела полгода в Японии. И меня потряс низкий уровень студентов в Бёркли, например, приходилось постоянно следить, чтобы посреди стерильной работы они не взялись поковырять в своем носу стерильной перчаткой. При обсуждении лабораторного протокола студенты 4-го года из института молекулярной биологии спросили меня, что такое хлороформ. Контраст с Университетом Тохоку, который в Японии входит только в верхнюю двадцатку (6-й среди государственных, а есть еще частные), был разителен. Мне предлагали постдока в Бёркли, но для меня даже выбор не стоял, я вернулась обратно в Японию. Может и зря, с точки зрения дальнейшей карьеры в будущем в Штатах. Но с точки зрения возможности делать хорошую науку - это было правильное решение.
Ладно, я думала, что Бёркли - это флюк. Но потом в Японии примерно с год занималась опровержением статьи из MIT, которая была сделана по образцу классического анекдота про Василия Ивановича, доказавшего, что таракан слышит ногами (если оторвать ноги, то от стука таракан не бежит, значит не слышит, орган слуха в ногах). Позже уже в индустрии мне выпала "честь" работать с 7 людьми из Caltech. Пятеро были абсолютно бесполезны, и за полтора года так и не смогли сделать мембрану, которую мой муж потом сделал за 4 месяца. Шестой был умный и соображал, но его главный интерес в жизни были лошади, а не работа. А седьмой украл разработку моего мужа и на этом процвел было, но его сгубила мания величия. А так же то, что мой муж всю свою работу тщательно задокументировал. Причем насчет топовых университетов - это отнюдь не только мое мнение. Моя нынешняя шефиня-американка, очень умная и одаренная, пошла было постдоком в MIT, но через год сбежала, теряя тапки, сказавши, что работать с ними невозможно. При всем том, уровень например местного Университета штата Вашингтон очень высок, и там делается много хорошей науки, по крайней мере, в моей области. Так что вот эту фиксацию на топовых университетах мне понять трудно. Прошли те времена.
4. Игра на внешности и странностях. Все эти юные продвинутые мошенники старательно культивировали эксцентрические образы. Холмс отличалась черными водолазками, низким голосом и подражанием Стиву Джобсу. Сэм БФ красовался дикой шевелюрой, растянутыми майками, шортами и тапками, наркотиками и анти-депрессантами, спаньем в углу на дутиках и безумными речами. При этом, как отмечают многие независимые журналисты и эксперты, которые имели счастье пообщаться с этой молодежью, реально эти гении не могли ответить на простые вопросы о том, как работают их изобретения. И независимая экспертиза часто говорила, что данный стартап - это очередная пирамида Понци, и это в лучшем случае, в пирамиде ранние инвесторы могут получить свои деньги за счет поздних. А скорее это просто контора по рогам и копытам, где никто ничего получить не сможет, разве что 10 центов на доллар во время ликвидации. Так что культивируемая эксцентричность основателей не застила глаза нормальным экспертам. А вот инвесторы на нее велись, ведутся, и видимо будут вестись. Наверно у инвесторов тоже мания величия, они тоже считают себя гениями, и знают все лучше любого эксперта. И считают, что странная внешность - это главный показатель будущий успехов.
А вообще тщательно культивируемый образ очень помогает мошенникам, особенно когда они подражают голливудским клише. Особенно меня раздражает голливудская интерпретация настоящего ученого. Легкое безумие, глаза горят, волосы взъерошены (если есть, нет - лысина блестит), чувство юмора, обращенное в первую очередь против себя (ах, я такой старый пердун), и умение все сделать на лету, быстро и легко. Мой собственный опыт общения с мошенником описан по тегу "Мастера продаж", и этот самый Фред очень классно такой образ себе создал и поддерживал. Спросишь его о деталях процедуры, а он "Ах, я такой рассеянный - не записал. И вообще студенты делали, а ты знаешь, какие они неаккуратные". Или быстро чего-то приливал-докапывал, "ну вот видишь, все работает, зачем тебе детали". Волос у него уже не было, но лысину он чесал очень картинно, по-голливудски. И любил со слезой в голосе рассказывать о том, что его жена - просто ангел, терпит его, раздолбая, и его бесконечные занятия наукой днем и ночью. Кстати, он действительно работал постоянно. Над чем - непонятно, ибо все было построено на ловкости рук. Наверно тренировался. А его история про портфель - это же вообще улет. Он везде ходил с портфелем, собственно, в нем скорее всего и хранились шприцы с химикатом, который он подливал в образцы, чтобы мерить сигнал. Мы попытались сказать, что портфель можно и оставить, у нас никто не украдет, все за семью запорами. А Фред нам рассказал, что в портфеле сверхсекретные материалы, ибо он работает с Пентагоном, и не имеет право с ними ни на миг расставаться. Наши юные мальчики сотрудники все это проглотили и поверили. Я про себя плевалась, но что тут скажешь? Тем более, что Фред никогда ничего не отрицал и не подтверждал: "я такой путаник". Сейчас Голливуд от клише иногда уходит, но они живут в народе своей жизнью.
А когда очередное мошенничество вскрывается, то исключительно забавны реакции публики и многих журналистов. Из серии: ах, как такое возможно, ведь такая была крутая и умная молодежь, топовые университеты, математические гении, шорты, шевелюры, наркотики, ведь все было как положено, так почему ж все оказалось липой? В случае с Сэмом-криптовалютчиком публика жалеет его родителей, ах, они же не знали, ах, они думали, что он и правда трудом и талантом заработал 22.5 миллиарда за 5 лет. Его родители при этом - профессора по экономике, мать еще и по этике, отец - по налогообложению. И отец даже помогал Сэму разбираться с налогами для его биржи и компании. Как он мог не знать о том, что криптобиржа воровала деньги вкладчиков, у меня в голове не укладывается. Сэм подарил родителям дом на Багамах за 16 миллионов, а родители утверждают, что это они просто помогали ему этот дом купить для его компании, а сами не при чем. Хотя приезжая в гости, там жили. Сэм вообще бросал хрусты налево и направо, 100 миллионов на политические донации, дикие деньги на благотворительность, и все они были ворованые.
При этом поразительно, насколько все эти гении мошенничества умудрялись совмещать образ бессребренников и борцов за счастье человечества с заботой о собственном комфорте и удобстве. Типа отдать все свои деньги, чтоб сделать мир лучше, и при этом возить себе на на частном самолете ресторанную еду из Нью-Йорка на Багамы. Правда вместо традиционных мегаяхт и искусства старых мастеров, деньги они тратили на личные концерты любимых артистов и дизайнерские наркотики. И все это вполне можно было отследить, никто ничего не скрывал. Но якобы для родителей все эти открытия на суде стали жутким разочарованием. Увы, я в это не верю.
В общем, на этом я тему прикрываю, надоело. Погода резко улучшилась, можно снова гулять, а не всякую фигню читать.