Наш папа в свете нынешней политики

Mar 25, 2022 17:53

Уже два года, как папы с нами нет, и это тяжело. Я так привыкла, что идя утром на работу вдоль озера мимо доков, могу ему позвонить и услышать: "Привет, ну как ты там?", и услышать знакомый раскатистый смех.



Папа очень радовался, что я наконец нашла себе хорошую работу, которая меня греет. Все мои прежние аргументы типа: "главное, чтобы деньги приличные платили", разбивались об его твердое убеждение, что главное - чтобы было интересно. И он конечно был прав. А вообще папина твердость убеждений и его полная несдвигаемость с принятой позиции - это было мощное оружие. Эти убеждения не получалось игнорировать, авторитет был силен, аргументация - четкая и продуманная. При этом со многим совершенно не хотелось соглашаться. А теперь задним числом я понимаю, что он чаще всего был прав, если не в мелких деталях, то в общей картине мира и происходящих событий.


С самого начала правления папа совершенно не принимал нынешнего российского царя, несмотря на вроде бы привлекательные черты. Типа царь был сравнительно молодой, спортивный, неглупый, полный контраст тем же дорогим Леонидом Ильичем. Но для папы было достаточно КГБэшного прошлого: из этой организации ничего нормального выйти не может, по Новодворской: "вертухай может построить только зону". Хотя вроде бы наступил расцвет гражданских свобод, как мне казалось издали.



Но папа ощущал, насколько это все было поверхностно - некая видимость, камуфляж, пока строится железная вертикаль, детские игры на лужайке около обрыва в пропасть. Естественно в это не хотелось верить, жизнь в России налаживалась, родственники в Москве зарабатывали, строили дома, ездили в путешествия, в том числе и сам папа. И если бы царь вовремя ушел, то может остался бы спасителем России, и для всех было бы лучше, если бы папа оказался неправ.





Но с каждым годом шло закручивание гаек. Не удивительно, что папа ходил на все митинги и демонстрации 2012-2015-го годов. И писал длинные письма с рассказами, я была одним из адресатов. Сейчас, ко второй годовщине его ухода, я подобрала несколько кусков, которые относятся в основном к периоду аннексии Крыма.
----------------------------------------------------------------
“Удивительнее всего, что несмотря на наш богатый исторический опыт, у очень многих моих сограждан так и не выработался никакой иммунитет к самой низкопробной пропаганде. Похоже на то, что наш слушатель простодушно готов поверить любой лжи, порочащей Америку, если она была озвучена нашим зомбоящиком. Конечно, при этом не приходится удивляться тому, что ведущим даже не приходит в голову приводить какие-то фактические доказательства своих измышлений. Зачем стараться? Ведь им никто даже не пытается задавать неудобные вопросы. Очевидно, что в основе всего этого лежит ненависть к американцам, тупая, завистливая и, видимо, неизлечимая, как все порожденное комплексом неполноценности.

Мне также кажется, что среди всяких общественных деятелей, таких как наши думцы, нарастает чувство страха. Видимо, наш вождь уже перешел в такое неадекватное состояние, что любые даже слабые намеки на проявление не-лояльности у его сторонников, могут вызвать гнев и немилость со всеми вытекающими последствиями, включая уголовные преследования.

Конечно, за последние несколько лет власть многого добилась, прежде всего в оболванивании значительной части наших сограждан соединенными усилиями пропаганды по рецепту доктора Геббельса - «ложь должна быть настолько чудовищно невероятной, что никому в голову не может придти, что так можно лгать». Градус анти-американских настроений подогревается с каждым новым законотворческим шагом Госдумы, независимо от конкретного предмета законотворчества. И делается это с изрядным умением и бесстыдством и с полным пониманием специфики, так сказать «менталитета» соотечественников.

Поразительнее всего, что когда пытаешься как-то открыть глаза людям на очевидную бредовость подобных измышлений, то чаще всего часто оказывается, что никакие доводы разума не в состоянии перебороть все то, что вещается по центральным ТВ-каналам. Определенно можно утверждать, что яд пропаганды обладает кумулятивными свойствами - при постоянном потреблении даже в очень малых дозах он способен разрушить почти любой организм.

Есть от чего затосковать... Но, как говорится: "Страшен сон, да милостив Бог". Так что не будем унывать, хотя бы потому, что "уныние есть тяжкий грех" -и, конечно, надо ограничить потребление отрицательной информации, ибо жизнь уж очень коротка.”

“В этот раз предметом протестной акции были действия Путина по аннексии Крыма с перспективой дальнейшего вторжения в восточные области Украины. Казалось бы не очень понятно вообще, почему такие действия и устремления начальства могут вызывать хоть подобие какого-то протеста у населения? Крым традиционно воспринимается как исконно российская земля, которую Никита зачем-то передал в ведение Украины, да и Украина сама по себе всегда привычно рассматривается как Малороссия, а не как какое-то независимое государство. Смотри хотя бы “Белую Гвардию” Булгакова.

Что касается меня, то со мной все было совершенно ясно. Я очень хорошо помню, как в 1968 году мы вторглись в Чехословакию. Это был акт неспровоцированной агрессии против дружественной нам страны, причем причина была абсолютно шкурная - наши властители боялись, что примеру чехов последуют и другие, и тогда их мрачному господству настанет полный кирдык. Естественно, что советская пропаганда из кожи вон лезла, чтобы во-первых, доказать, что чехи сами просили прислать к ним армию освободителей от ревизионистов - псевдокоммуниста Дубчека и Со, а во-вторых, что Запад был уже почти на грани готовности ввести свои войска в Чехословакию!

В 20-х числах августа-68, когда произошло наше вторжение, я странствовал по Карелии и узнал об этом событии, прочитавши в Петрозаводске на стенде статью в газете “Правда”. Помню долго еще стоял я у этого стенда и матерился, буквально, как последний извозчик, пока Мила, моя будущая жена не оттащила меня силой - чтобы не забрали как хулигана. Бессильная злоба по отношению к нашим правителям и стыд за свою страну и за народ, все это принявший безропотно и бессловесно - таковы были мои чувства в то время.

В Москву я тогда приехал лишь в самом конце августа, когда уже состоялся выход семерых смельчаков на Красную площадь. Я не был знаком с этой группой диссидентов и, конечно, вряд ли встал вместе с ними, будь я в тот день в Москве. Все, что я смог сделать тогда, чтобы хоть как-то успокоить свою совесть - это написать письмо в адрес Председателя Президиума Верховного Совета, Подгорного, в котором заявил свой личный протест против суда над теми, кто вышел на площадь. Об этом моем письме знало лишь несколько человек из моих ближайших друзей, и лишь недавно, осенью-2013 я сказал о нем лично Наталье Горбаневской, одной из славной семерки 68-го года, на ее вечере - просто для того, чтобы знала, что все-таки тогда в 1968 г они были не совсем одиноки.

Произошедшее сейчас в марте 2014 года - абсолютно неспровоцированное вторжение нашей страны в Крым и его последующая аннексия, вызвало у меня такое же горькое чувство стыда, что и в 68-ом году. Поэтому для меня не было вопроса, идти на марш или воздержаться в силу очевидных соображений почти нулевой эффективности всех таких протестных действий.

Я не собираюсь здесь анализировать в деталях происшедшее на Украине, но мне совершенно очевидна злонамеренность действий Путина и Ко по отношению к этой стране. Всякие соображения типа, что Крым - наша земля, несправедливо отданная Украине, на самом деле к делу не относятся. Ведь нельзя всерьез считать, что несправедливость может быть исправлена подлостью. В таких случаях молчать - недопустимо и, если есть малейшая возможность выразить свое мнение - сделать это просто необходимо. Иначе потом может стать сильно стыдно, стыдно перед самим собой, да и перед детьми тоже.”

“Тогда, по весне 2014 года, казалось, что протестная активность явно пошла на убыль. С началом мятежа на Донбассе, активно поддержанного Москвой, стала особенно явно нарастать анти-украинская и анти-западная истерия. Обстановка в стране все более напоминала предвоенную. Полным ходом шла милитаристская пропаганда и в сознание нашего обывателя усиленно внедрялись идеи неизбежности и даже необходимости войны. Самое чудовищное - при этом нам пытались внушить идею допустимости ядерной войны, как варианта вполне приемлемого для нас (боеголовок у нас ужас, как много!). В условиях подобного психоза и с учетом реальности вялотекущей необъявленной войны с Украиной участники маршей протеста все более и более воспринимались “трудящимися массами” уже просто как “предатели России”. При таком “раскладе” вряд ли можно было ожидать, что сохранится активность оппозиции. “

“К сожалению, сейчас кажется более реальным совсем иной сценарий. Если протестующие в конце концов просто устанут выходить на митинги, единственной целью которых останется обозначить присутствие несогласных, то вскорости многие из них и составят основной массив новой (и, наверное, последней!) волны эмиграции. Не знаю, осознают ли наши власти реальность подобного развития событий? Но не удивлюсь, если выяснится, что они сознательно и эгоистично ведут дело именно к такому результату, не понимая, что, хотя этот исход, может быть, избавит их от «беспокойных элементов» и необходимости их всех распихивать по кутузкам, но его результатом будет окончательное крушение попыток возрождения России, как цивилизованного государства.

Без творческих, независимо мыслящих людей наша страна еще на многие десятилетия останется в теперешнем состоянии, «как будто бы война окончилась вчера», а все разговоры насчет «модернизации» и «инновации» окончательно потеряют какой-либо смысл! А еще через некоторое время вовсе не совсем праздным может оказаться и вопрос: а не заканчивается ли эпоха исторического существования России?”

--------------------------------------------

А в заключение этого поста добавлю от себя: в России осталось много людей, которые папу знали и любили, и продолжают нести его свет и разделять его чувства. Им сейчас, как и мне, горько, больно и стыдно.

А вот фото с Гавайев, Мауи 2017, папа стоит в воде и любуется радугой над океаном. И мне кажется, что он сейчас где-то там, где радуга во все небо.



papa william, russia

Previous post Next post
Up