Зеленые холмы Центрального Вашингтона: часть вторая

Apr 25, 2021 13:31

Наши выходные в апреле проходят одинаково: вечером в пятницу отъезд на дачу, а суббота и воскресенье - хайки в холмах над городом Венатчи.






Примерно так же мы проводим ноябрь, зато весь остальной год бываем в этом славном городе только проездом. Но Венатчи нас всегда интересует, мы оба считаем, что это один из лучших городов, которые мы повидали в Америке. Хотя он совсем невелик, в Венатчи живет около 30 тысяч человек, и еще по окрестным долинам столько же людей, которые живут в получасе-часе езды. Конечно, как часто бывает в Штатах, долгой истории у города нет. А вот индейцы там жили очень давно, возраст самых старых находок около 11 тысяч лет, это была древняя культура Кловис. Для индейцев главным был лосось. А из всех видов хозяйственной деятельности белых одним из первых было выращивание яблок. Вот картинка нынешних садов.





И вид сверху на долину с садами



Первый белый поселенец как раз и посадил первую яблоню в 1872-м году. А дальше город Венатчи был создан в 1893-м году, в нем тогда жило около 400 человек, и к тому моменту как раз была построена железная дорога до Сиэтла через перевал Стивенс. По ней яблоки из Венатчи и лосось из реки Колумбия потекли в Сиэтл и тут же вошли в моду. Поэтому уже в 1902-м году город Венатчи объявил себя "Яблочной столицей мира". Куража у американцев в то время было много, и все тут было "лучшим в мире", включая яблоки, якобы нигде больше нет таких прекрасных условий для выращивания, как в долине Венатчи. Впрочем, климат похож на Алма-Ату, которая "Отец яблок", так что условия и впрямь очень хорошие. Надо сказать, что фруктовые компании не только собирали урожай, но еще и занимались производством саженцев для других регионов, и эта традиция продолжается и сейчас. Плюс сейчас тут тестируют новые сорта, включая нынешний фаворит Космик Крисп.

Главный толчок развитию города дала постройка плотин на реке Колумбия, там их целый каскад, первые две были запущены в 1932 и 1942-м годах. Дешевое электричество привлекло Aluminum Company of America (Alcoa), и они построили в 1952-м году завод. Река Колумбия дает дешевое гидроэлектичество, а заводу сделаны скидки, просто чтобы удержать в городе рабочие ставки, ибо американский алюминий плохо конкурирует по ценам с китайским и российским.
Город не миновали никакие политические движения: демонстрации Социалистической партии Америки с арестами активистов в начале 20-го века, Ку-Клукс-Клан и дискриминация инородцев (влючая филиппинцев, которых завезли убирать яблоки). Технический прогресс тоже город не обошел: 5 октября 1931 года Clyde Pangborn и второй пилот Hugh Herndon, первые летчики, которые перелетели Тихий Океан без остановок от Японии до штата Вашиингтон, посадили самолет в холмах Восточного Венатчи. Пропеллер самолета гордо выставлен в местном музее. Меня же мучает вопрос: а почему Венатчи, а не Сиэтл? Зачем им сдались лишних сто миль над немаленькими горами? Или погода в Сиэтле была слишком плохой, сквозь горы прорвались на чистом везении, а там увидели солнце и огромную долину с плоскогорьем на восточной стороне реки, ура, нам сюда...

Были и всякие исторические забавности: например, долина Венатчи была лет 100 назад облюбована греческими эмигрантами, климат им напоминал родную Грецию. Оливки тут конечно не растут, холодновато зимой, а вот фрукты, овощи и виноград - прекрасные. У нас была любимая винарня, которую держал старый американский грек. Он родился в Венатчи, проработал всю жизнь в местной школе учителем, а уйдя на пенсию, принялся делать вино, для чего предварительно съездил пожить в Грецию и поучиться. Нам его вино очень нравилось, к сожалению, он недавно совсем перестал работать из-за здоровья. А греки разбогатели и поразъехались.

Лет 20 назад город Венатчи для себя открыли пенсионеры: жилье тогда было дешевое, раза в два дешевле, чем в Сиэтле, много солнца, мало дождей, отличные фрукты, курорты озера Шулан в часе езды, горные лыжи тут же в горах, все рядышком. Плюс огромный и хороший госпиталь, построеный на деньги фермеров и алюминиевого завода. Сначала в город переежали люди сравнительно небогатые, богатые покупали себе дома на озере Шулан. Но Шулан, наша "Ривьера", очень уж быстро подорожал до неприличия, там в общем места немного, не резиновый, большая часть озера вообще закрыта для развития. И Венатчи резко набрал популярность среди богатых, которые стали селиться по окраинам, на высотах, с роскошными видами на долины и огромными участками.



Цены тоже полезли вверх даже чуть не быстрее, чем в Сиэтле. А сейчас все большую популярность набирает работа из дома (наш зять-программист уже год не ходил в офис). С этой точки зрения нет никакой нужды жить около работы, и Венатчи теперь растет особено бурно. Что при этом хорошо - у города явно есть видение того, что им нужно. Рост цен на недвижимость означает резкое увеличение бюджета за счет налогов. На эти деньги улучшили систему госпиталей и отстроили роскошные школы. Наоткрывали колледжей и устроили филиал университета штата. И всячески поощряют развитие системы парков за счет выкупа земель по верхам долины и окрестным холмам. Делается специальное зонирование для охраны природы, чтобы землю эту нельзя было застроить новыми домами.

Вообще охрану природы в Венатчи используют очень креативно. Лет 15 назад местный горнолыжный курорт в 20 км от города (Мишн Ридж) продали новым владельцам, которые захотели его расширить на западную сторону хребта. В результате такого развития курорт должен был стать доступен со стороны соседнего города Эллинсбурга, плюс дорога от Сиэтла сокращалась примерно на час. Такое развитие событий Венатчи не устроило - слишком много будет постороннего народу, не приносящего городу доход (останавливаться-то они будут в Эллинсбурге). Дальнейшее развитие событий не оставило от планов камня на камне. С западной стороны хребта обнаружились гнездовья редкой пятнистой совы, которую надо строго охранять. Поэтому нельзя туда курорт расширять. И тут же нашелся местный миллионер, который курорт выкупил, а из реноваций установил там новый подъемник и снегоделательные машины (снег там выпадает поздно, в конце декабря, а так можно раньше начинать кататься). Кстати, местным пенсионерам сезонный пасс на этот курорт стоит типа 60 долларов (примерно столько, сколько остальным стоит один день катания).

Как часто бывает, наплыв народа со стороны изменил и политический расклад. В нашем штате политическое разделение исключительно простое: народ, работающий в АйТи и биотехе, голосует за демократов. А местные фермеры, скотоводы, землевладельцы - за республиканцев. Округ Шулан, к которому относится Венатчи, в 2020 проголосовал за республиканцев. А вот Венатчи впервые перекинулся - за Байдена проголосовало на 600 человек больше, чем за Трампа. Все выборы во всех округах нашего штата с 2012-го года проходят исключительно по почте. Однако же никто громко не орал, что выборы украли - в Венатчи нынче умеют жить мирно. Ну и естественно это никак не изменило общей картины: Сиэтл по количеству населения перевешивает весь остальной штат Вашингтон, и он массово голосует за демократов.

А мы к местной политике отношения не имеем, просто ходим гулять по холмам, и ужасно благодарны жителям города Венатчи за эти новые огромные парки. Как часто бывает в Штатах, доноры, давшие деньги на закупку земли и обустройство парков обычно остаются анонимными. Но поражает общее единство в понимании цели. Холмы вокруг города принадлежали фермерам, которые изначально там пытались выращивать те же яблоки, весьма малоуспешно. Потом перешли на пшеницу, старались кормиться с земли, цыплята, теплицы, огород. А потом решили, что хватит мучиться, однако вместо того, чтобы продать землю девелоперам под дома, они продали свои фермы Chelan and Douglas Land Trust и Ассоциации Спортсменов Венатчи для создания парка. Все это случилось сравнительно недавно, в 2001-2006, но сейчас в холмах уже проложено километров 20 трейлов, пошел процесс восстановаления местных экосистем, холмы снова зарастают кустовой полынью (сейдж), а весеннее цветение получается абсоютно крышесносное.





А фотографировать всю эту красоту лучше в дождь, в ясную солнечную погоду цвета несколько теряются.

Вот это при солнце.



А вот в дождь, когда пасмурно.



А сейчас, в конце апреля, лучше всего забираться на самый верх, по дороге под названием Horselake Road. Никакого озера наверху нет, есть парковка среди холмов на месте старой фермы.



Ферма эта отчасти сохранилась в виде двух больших сараев, они оба закрыты для посещения. Но перед обоими стоит замечательная древняя техника, около нижней трактор, на который наша Лана обожает залезть. И грустно сообщить нам: "Чтобы я не делала, завести его мне не удается".





И остались старые яблони, сейчас в полном цвету, надо будет осенью пойти пособирать урожай, может быть интересный старый сорт.





А около верхнего сарая, якобы построенного еще в 1905-м году, где похоже еще и жили, стоит древняя сенокосилка на конной тяге и плуг-плоскорез.







Ну и наверху на хребте оставлена сеноуборочная машина, тоже на конной тяге.



А дальше надо уходить вверх в холмы по старым дорогам и велосипедным тропам, на самый хребет, мимо заброшенного абрикосового сада (некоторые деревья пока отчасти живы), через просторную полынную степь с видами на Ледниковый Пик, и дальше в верхний редкой лес из сосен пондероза и пихты.



















А за хребтом ждет долинка, где цветение настолько обильно, что крышу сносит даже после всех предыдущих видов. В долинке явно зимой скапливается снег, поэтому условия особенно благоприятны, и ковры бальзам-корня и люпинов особенно могучи и непрерывны, куда не погляди - на зеленом луге золото и голубизна цветов.

































Оторваться невозможно, идешь, не глядя под ноги, палец на кнопке фотоаппарата, а душа парит в эмпиреях. Идти по долинке всего около полукилометра, и к концу наступает пресыщение, когда сил восхищаться не остается.

Но оттуда до машины еще далеко, около 2.5 миль, и по дороге тоже классные виды. И к концу снова обретаешь вкус к любованию и начинаешь фотографировать.





wildflowers, day hikes, washington state

Previous post Next post
Up