И в очередной раз с 6-ого по 11-ое марта у волгоградцев была возможность посетить многодневную «пьесу», или другими словами - мини-фестиваль, в постановке областного киновидеоцентра совместно со студенческим киноклубом «Альтернатива». Название «пьесы» - «Лучшее российское кино 2009». Режиссерами выступили Василий Сигарев, Александр Прошкин, Алексей Мизгирев, Андрей Хржановский и Борис Хлебников.
Концептуально фестиваль можно разделить на два отделения: это режиссеры трак называемой «новой волны» - режиссеры, безусловно, талантливые, но не следующие сложившимся канонам съемки фильмов. Они снимают так, как чувствуют. Второе отделение - это режиссеры старшего поколения, снявшие уже не одну картину.
Отделение первое. Сцена первая.
Фестиваль открыли неоднозначной картиной режиссера, признанного за рубежом, Василия Сигарева «Волчок». Среди прочих наград, картина была отмечена критиками в первую очередь за «остросоциальную тему и манеру изложения». Фильм о любви. О любви между матерью и дочерью. А может и об ее отсутствии. Фильм, пронизанный русским колоритом. Кто-то называл фильм грубым, одновременно с тем, другие люди называли его нежным. «Волчок» - это история судьбы девочки, которая хотела любви. Любви от матери, или хотя бы от умершего мальчика. Неоднозначно - да. Но равнодушным, как единогласно заявила публика, не останется никто.
Сцена вторая
«Бубен, барабан» - печальная картина, великолепно раскрывающая русскую ментальность, режиссера Алексея Мизгирева, на фестивале определенно нашла своего зрителя. Фильм о моральном падении строгой библиотекарши. Фильм о неприкаянности, об одиночестве и о душевных терзаниях. Фильм о слепой решительности сделать все, чтобы быть счастливой. Фильм примечателен еще и тем, что в нем снялась легендарная звезда 80-х Наталья Негода, получившая награду в фильме за лучшую женскую роль.
Сцена третья
Один из самых ожидаемых фильмов фестиваля - «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова. Режиссер успел прославиться своим «нестандартным юмором», который правильнее было бы назвать юмором правильным. «Сумасшедшая помощь» - это кино о двух чудаках, которые пытаются доступными им способами бороться со злом большого города. Фильм из серии, когда «и смешно, и грешно». Как говорит сам режиссер: «либо вы его почувствовали, либо нет».
Антракт
По словам кандидата искусствоведения и руководителя студенческого киноклуба «Альтернатива» Галины Жданкиной, «все эти три ленты - честное, открытое, печальное, местами очень мрачное кино о том, как и чем живет сегодняшняя Россия на окраинах. Они рассказывают о полной моральной деградации людей, разрушении всяких человеческих связей. Несмотря на то, что многие обвиняют фильмы в бездуховности и отсутствии высокохудожественности, мы не считаем их «чернухой». На наш взгляд, авторы ведут честный и открытый диалог со зрителем на болезненные и неприятные для современного общества темы».
Отделение второе. Сцена четвертая
Ярким событием для любителей творчества Иосифа Бродского стала картина Андрея Хржановского «Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину». Фильм снят по мотивам сочинений и биографии Бродского, но режиссер предупреждает зрителей: «Я не хотел бы, чтобы фильм воспринимали как фильм «о Бродском». Как результат: лирическая, ироническая сказка о мнимом возвращении опального советского поэта Иосифа Бродского в Питер. Режиссер потратил на создание фильма около семи лет, создав по признанию зрителей произведение искусства - с одной стороны,«синтетический» фильм, а с другой - невероятно эстетический фильм на стыке всех возможных жанров.
Сцена пятая
Сюжет фильма «Чудо», режиссера Александра Прошкина, построен на реальном событии, произошедшем 1956 году в Самаре: смелая и бойкая девушка на своем дне рождении, так и не дождавшись своего возлюбленного, решает станцевать с иконой Николая Чудотворца. Александр Прошкин продолжает свою излюбленную тему, он исследует судьбы людей, путем погружения в реалии русской жизни, изучения отечественной ментальности в переломные периоды русской истории.
Примечание
И, конечно, ярчайшим событием фестиваля стал приезд режиссера Бориса Хлебникова и творческая встреча со зрителями. О воззрениях молодого режиссера мы напишем отдельно, но самое важное он наконец-то развеял наши печали, расставил точки над i и разобрался в путанице в использовании таких терминов как «арт-хаус» и «авторское кино». Сказав просто, что не знает что такое арт-хаус. И, конечно, не оставил зал без пояснений: «Есть кино авторское и есть кино не авторское. И все.
Авторским кино я называю кино, сделанное от всей души - это фильмы несущие мощную авторскую составляющую. Проще говоря, когда режиссера «прет». В этом смысле, если кино делить на авторское или не авторское, то люди, делают свое дело либо искренне, либо нет. Но у разных режиссеров эта искренность транслируется по-разному: у кого-то большим, а у кого маленьким ретранслятором. Так авторским кино я могу назвать и фильм Ренни Харлина «Крепкий орешек», и картину Петра Буслова «Бумер», это кино авторское, но в тоже время, разговаривающее с большим количеством людей - с целыми стадионами. А также есть другой режиссер, например Аки Курисмяки - он разговаривает с 16-ю людьми. Но качество этих картин от этого не меняется. Ни Буслов не лучше, ни Курисмяки. У них разное умение говорить. Так что какое получится кино зависит от умений режиссеров. И от желаний продюсеров. А коммерческое кино это, как вы думаете, что? Это хороший бизнес-план и четко выверенная аудитория. Тот же список Шиндлера посмотрите - безусловно, при его создании было место и бизнес-плану и выверенной аудитории».
Так что, спасибо Борису Хлебникову, мы поняли, что смотрели не какой-то подозрительный арт-хаус, а кино сделанное от души.
Конец.
Смотрели что-нибудь из этого? Понравилось?
Что думаете о режиссерах новой волны?