Или как я постигала все тонкости второй древнейшей стабильной профессии
На время это безудержного и непредсказуемого финансово-экономического кризиса быть журналистом опасно. Повсюду сокращают, запрещают внештатников, гонят даже. А в Москве, раз уж такая гулянка, создали центр психологической помощи для журналистов уволенных в связи с кризисом. И, конечно, первым естественным позывом является желание быть в гармонии с собой и окружающим миром и прибиться в тихую гавань более стабильной профессии.
Не мудрствуя лукаво, вспомнив первые три буквы второго своего увлечения - "ПЕД" - я решила не дожидаться диплома и устроилась работать воспитателем в школу. А что? Работа с первого взгляда не пыльная, мудрый коллектив, денег хоть и малое количество, но зато стабильное! И для журналиста хороший шанс удовлетворить профессиональное любопытство и с изнанки увидеть и познать что же творится в современных школах.
По идее, без соответствующего диплома на работу такого уровня принимать не имеют права. Но при большой симпатии и в частном порядке работодатель найти выход может. Но не радуйтесь так скоро! Пусть вы и получили это вожделенное место легко вам тут точно не будет. Работа, чего уж там греха таить, опасная и несправедливая. Всю силу и мощь несправедливости можно прочувствовать в тихий час. Тихий час - замечательная возможность окунуться в сладкую негу сна в разгар рабочего дня. И когда ты, уже измученный учебой, разъездами, библиотеками и прочей обыденностью вынужден буквально силой засовывать детей под одеяла, смотреть на их недовольные мордашки, терпеть эти вечные перешептыванья, игру пальчиками и попытки убежать, вот тут ты и понимаешь что значит истинная несправедливость.
Милые частности
Я бы могла написать целую книгу о том, как они лениво пожевывают свою пищу во время обеда, и как с радостью едят черный хлеб на полдник, или о том как садятся на унитаз без опасений, или как промышляют частным терроризмом: подкрадываются сзади и своими цепкими ручонками сжимают в свои железные объятия и не хотят отпускать... Но ведь это не так уж важно, и хотя бы половина из вас это познает на будущем поприще или хотя бы на собственных детях.
Важно другое. Образовательное учреждение, в котором мне довелось работать, представляет собой школу-интернат со своей определенной спецификой: для детей с патологиями позвоночника. Так как таковое учреждение на нашу область всего одно, то многие дети прямо здесь и живут, разъезжаясь по домам только на выходные и праздники, а то и только на каникулы. Но после учебных занятий имеют возможность оставаться и городские учащиеся. Чем родители и пользуются, оставляя в воспитательных целях своих отпрысков до самой ночи. График работы воспитателя сложен и необычен: с семи до девяти утра, затем краткий перерыв на учебные занятия и с двух до девяти - вновь часы нелегкой службы.
К слову, попасть в школу-интернат может не только ребенок с серьезной степенью сколиоза, но и просто подозревающийся в его наличии. Хотя может подойти и обычная справка от знакомого врача. Но нет, мы же с вам не о коррупции сейчас, а об образовании!
Работа, работа и еще раз работа!
Храбрый воспитатель проводит много-много больше времени с чудными ребятишками, чем чудные родители. Такая тенденция - не только в этой определенной школе. Школа без опции продленного дня у современных родителей это повод для насмешек. Это и понятно - время летит, работодатель не ждет, детки кушать хотят. На работу с детьми уже приходить не принято. Вот и сидят детки по школам, да по классам до посинения. Или до одурения.
На работу любящим родителям тоже обычно приходиться ехать рано, поэтому школа и работает с семи утра. То есть в распоряжении у чада есть целых два часа до начала занятий. Особенно расторопные находят этому времени разумное применение - делают уроки. Но чем ближе к девяти утра, тем большее количество ратьев по несчастью тоже добралось до пункта назначения - у таких ребят постепенное снижение качества домашней работы налицо! Другая группа учащихся либо приготовила уроки под неусыпным контролем родителей, либо не готовит их вовсе. Такие личности приходят в школу со свежими силами, но затаенными обидами - уже выспались, но помнят кто именно задал там много заданий на дом и в чем именно вчера упрекал воспитатель. И этот контингент учащихся два часа развлекается кто во что горазд: разрисовывают парты, катаются на линолеуме, меланхолично обрывают листочки со стоящих на подоконнике растений.
Час расплаты
Также и во второй половине дня. Смышленые - делают уроки, ходят на дополнительные занятия, спят на тихом часу. Менее хитрые - развлекаются кто во что горазд. Апогей: час самостоятельной подготовки учащихся. Проходит с пяти до шести вечера. Некоторые индивиды в школе находятся более десяти часов. Все десять часов они находились в одном помещении, с редкими выходами в коридор и столовую. Попахивает тяжелым производством или концлагерем, не так ли? Удивительно, что смышленых обычно разбирают по домам до пяти часов, а зачастую и много раньше.
В этот час самоподготовки начинается самое страшное: воспитатель выходит на тропу войны с обезумевшими детьми, которые совсем не хотят делать уроки, а хотят вырваться из "клетки" на волю. До девяти часов вечера у меня с моими детьми шла борьба "не на жизнь, а на смерть". И все из-за того чтобы дражайшие в отведенное время сделали уроки, плотно покушали, разобрали в своих ящичках. Но все детское нутро сопротивляется этим воспитательным методам. Детки хотят под крылышко к маме, туда где их никто не ругает, не воспитывает, не заставляет. Почему не воспитывает? Да потому что времени не остается. Дорога домой, теплый семейный ужин перед телевизором, поцелуй на ночь - вот и вся семейная жизнь у детей, которые остаются в группе продленного дня.
Единственно непонятно откуда дети, начиная этак класса с третьего так хорошо знают свои права? Про то что воспитатель не имеет права на воспитанника ни голос повысить, ни уж тем более прикоснуться? Вероятно это родители на каникулах стараются - занимаются общим образованием, особенно напирая на правовую сторону дела. Часто упуская из внимания обязанности, кстати.
Вот так и сидят эти дети с семи утра до девяти вечера. Уроки делать отказываются. Ждут родителей. Повторяют уголовный кодекс. Синеют.