"Книги не виноваты ни в политических и подковерных играх, которые развернулись сейчас вокруг института, ни в нехватке средств. Они не виноваты, что пожар ИНИОН не объявили "катастрофой общероссийского значения" и поэтому для заключения договора с транспортными фирмами требуют объявлять тендер, который продлится минимум 3 месяца (за это время книги сгниют). Они не виноваты, что скромные средства, выделенные ФАНО, по большей части до сих пор не дошли до института. Книги не виноваты в том, что РАН экспроприирована. Они не виноваты, что деньги ученых -- в руках "эффективных менеджеров». Книги ничего этого не знают, они просто лежат там - и ждут, что их спасут.
Приходите. Пока что работают только сотрудники и волонтеры. Завтра вроде обещали на один день курсантов.
Работа для волонтеров такая: либо вы клеите коробки. Либо вы в эти коробки упаковываете книги. Всем желающим выдают респираторы, перчатки, одноразовые комбинезоны. Мы работали сегодня в незатронутой, непострадавшей части хранилища. Паковали сухой фонд. Несколько бригад волонтеров, работают по трое: одна достает книги со стеллажей, другая пакует в коробки, третий увозит их на погрузку. Там не было видимой гари и тем не менее после рабочего дня мы все пропахли гарью. А библиотекари, сотрудники хранилища,проводят там каждый день...
Книги будут вывезены в складские помещения. Не думайте, что они останутся там в коробках и тихо сдохнут, нет -- по месту прибытия их ждут библиотекари и сотрудники. Книги будут вынуты из коробок и расставлены на полках, при включенных вентиляторах.
А влажные книги получат т.н. "конвективную сушку" -- их ставят отдельно, раскрытыми, чтобы их продувало. Так уже сушится Готтская библиотека.
Мокрый фонд специалисты грузят на заморозку в холодильники. Спасибо РГБ, "Ленинке", которая безвозмездно приняла часть мокрого фонда (старые газеты) для заморозки в своей криокамере.
Волонтеры работают преимущественно с сухим фондом. Мы, например, паковали книги тридцатых годов, польские и немецкие издания. Книги - история прошедших времен, которую можно пощупать. Оцифровка, это информация, она нужна и важна - но бумажные книги -- реальные свидетели оттуда, из той эпохи. Бумажные книги, это другое чувство истории, это не просто информация, это причастность. Поэтому бумажные книги нельзя терять".
Автор текста - Светлана Погорельская, фото делала тоже она.
Группа по помощи ИНИОНу - вот:
https://www.facebook.com/groups/432343193583468/?pnref=lhc