Перечитав "Обитаемый остров", понимаешь, что Каммереру поплохело в одном примечательном эпизоде вовсе не потому, что кто-то вбивал в него рыцарские принципы - при коммунизме вбивать было некому и нечего, кроме моральных норм строителя коммунизма, не помешавших, кстати, Максиму сослепу отслужить в островной армии. Просто человек из АБСОЛЮТНО мирного времени, то есть из мира Полудня, в котором дипломатия - главное оружие, никогда не поймет, ради каких таких высоких целей сильным требуется убивать слабых.
Войну с участием женщин из своего мира он бы, наверное, даже как-то понял - любая девица оттуда ничем не хуже его самого, и сильные там все, особенно если подготовка та же. Не морально, так физически. Но на Саракше он начинает загибаться именно потому, что любая позиция силы там включает в себя уничтожение слабых. Со слабыми в мире Полудня не воюют.
(с) Миранда (
lihomir)
Только один нюанс: "при коммунизме вбивать было некому и нечего" - это гон. Все мы дети именно ТОГО строя и ТОГО государства. И Стругацкие, не говоря уже о Ефремове и многих других - тоже. Вопреки или благодаря - другой вопрос.
Собственно говоря, нежелание строить позицию силы на вытирании об кого-то ног для меня всегда было одной из главных черт хипповской идеологии. И её мне бы хотелось оставить при себе при любом дальнейшем повороте пути.