Художник И. К. Макаров, 1849 год.
Дочь великого русского поэта не стала принцессой, но прожила жизнь, которой хватило бы на сюжет не одного романа. После ее смерти не осталось ни креста, ни плиты. Будто и не было ни слез, ни жизни, ни любви…
Она была действительно принцессой, так как являлась морганатической супругой принца Николая Вильгельма Нассауского. Провела полжизни за границей. И почти не помнила своего отца, великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Да и как она могла его помнить? Ко дню его гибели ей едва исполнилось 8 месяцев. А после несчастья ее почти сразу увезла из Петербурга мать в свое родовое имение Полотняный Завод, Калужской губернии. Там и росла она, окруженная заботами родных. Воспитывалась гувернантками, матерью. Никакие строгости и наказания не унимали ее живого, веселого характера. «Бесенок Таша» - так называла ее мать... Впрочем, она отличалась хорошими манерами, прекрасным знанием французского и русского языка, и уже в 13 лет поражала окружающих характерной красотой, которая запечатлена на портрете известного русского художника И. Макарова. Искусствовед-пушкинист Е. Павлова так пишет об этом портрете: «Она очень хороша и похожа на Пушкина. По крутому повороту головы и твердому взгляду можно заключить о твердом решительном характере». Куда уж решительнее! В 16 лет, вскоре после выпуска из пансиона (уже живя в Петербурге, куда мать с детьми вернулась в 1842 году) она влюбилась безумно в графа Николая Орлова - сына всесильного шефа жандармов, главы III отделения, А.Ф. Орлова (преемника Бенкендорфа). Но А.Ф. Орлов с Пушкиным, даже через пятнадцать лет после его смерти, родниться не желал: ровня разве графскому сыну, блистающему в свете, дочь какого-то там поэта, да еще убитого на дуэли.
В феврале 1853 года Наталья Александровна стала женой подполковника Михаила Леонтьевича Дубельта, сына того самого начальника штаба корпуса жандармов Л.В. Дубельта, которого продажный Фаддей Булгарин называл «отцом командиром» и который опечатывал кабинет отца по высочайшему повелению, а потом разбирал бумаги поэта.
С юности Наталья Александровна блистала в свете, как и ее мать. Она поражала современников своей необыкновенной привлекательностью, ее называли «прекрасной дочерью прекрасной матери», «очень эффектной брюнеткой», «экзотически красивой женщиной». Многие утверждали, что красота «Натальи Александровны еще обаятельнее красоты ее матери», что дочь Пушкина «в свои молодые годы яркой звездочкой сияла в столичном свете». Сын известного романиста Загоскина рассказывал: «В жизнь мою я не видал женщины более красивой, как Наталья Александровна, дочь поэта Пушкина. Высокого роста, чрезвычайно стройная, с великолепными плечами и замечательною белизною лица, она сияла каким-то ослепительным блеском. Несмотря на мало правильные черты лица, напоминавшего африканский тип ее знаменитого отца, она могла назваться совершенною красавицей, и если прибавить к этой красоте ум и любезность, то можно легко представить, как Наталья Александровна была окружена на великосветских балах и как около нее увивалась вся щегольская молодежь в Петербурге».
Умерла графиня в 1913 году во французском городе Канне, в доме дочери - графини Софии Тоби.
Последние дни ее жизни были омрачены одним обстоятельством. После смерти мужа Натальи Александровны царствующий герцог Нассауский заявил, что не дозволит похоронить морганатическую жену в их родовом склепе. Наталья Александровна, возмутившись, взяла обещание с зятя, чтобы ее сожгли и пепел высыпали в склеп над гробом мужа. Так и было сделано. Ее дочь в России, узнав о предстоявшей кремации, через дипломатические каналы обратилась к германскому правительству с просьбой дать ей и членам семьи похоронит мать по православному обряду. Но ей было отказано на том основании, что нельзя нарушить завещание.
От второго, счастливого, брака у Натальи Александровны осталось трое детей - София, Александра, Георг Николай. Потомки Пушкина по этой линии и сейчас живут за рубежом.
Наталья Александровна написала автобиографический роман о своей жизни .
История его такова: Граф фон Меренберг, правнук А. С. Пушкина, получил в наследство от своей тетки листы старой бумаги с готическим немецким текстом. В 2002 году дочь графа фон Меренберга Клотильда установила, что рукопись принадлежит перу её прабабушки Натальи Александровны Пушкиной.
Автор: Владимир Рогоза
Источник:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-14537/© Shkolazhizni.ru
http://ekonom-fak.livejournal.com/1603333.html