***
А было это - видит Бог -
Торжественное дело -
Стать непорочной тайною -
Стать Женщиною в Белом -
Святое дело - бросить жизнь
В бездонную пурпурность
И ждать - почти что Вечность - ждать -
Чтобы она - вернулась.
Эмили Дикинсон
За Эмили Дикинсон водилось много странностей. Ее неизменное белое платье или замкнутый образ жизни, когда она даже с друзьями разговаривала из-за полуоткрытой двери. Наконец, главное, поэтесса, впоследствии признанная гением американской литературы, при жизни так и осталась практически никому неизвестной.
">Дикинсон полностью осознавала силу мистического образа, который она создавала. Она даже написала это безымянное стихотворение, вероятно, в 1861 году, о своей персоне:
Святой судьбе себя вручить.
Признай своей, Господь -
Мой белый цвет мне век нести,
А дальше Вечность ждет.
В колодец пурпурный без дна
Жизнь бросить - мне ее,
Доколе Вечность не пришла,
Не нужно все равно.
Блаженство так ли велико,
Не знала я, пока
Огромность контуров его
Не тронула рука.
Мне и сейчас твердят:
«Да брось, Такая жизнь мелка»!
Но взбух под ризой Горизонт,
И я смеюсь: «Мелка»!
(перевод Алекса Грибанова)
Поэзия Эмили Дикинсон является связующим звеном между ее временем и литературой конца XIX века. Яростная сторонница индивидуализма, она родилась и провела всю свою жизнь в маленькой деревушке Амхерст, штат Массачусетс. Всю жизнь она оставалась незамужней и вела весьма необычную жизнь. Внешне эта жизнь была небогата событиями, но полна внутреннего напряжения. Она любила природу и черпала вдохновение у природы Новой Англии - у птиц, животных, растений; искала его в смене времен года.
Дикинсон провела вторую половину жизни затворницей - отчасти в силу своей чрезмерно чувствительной натуры и, возможно, чтобы иметь время для сочинения стихов (иногда были периоды, когда она писала по стихотворению каждый день). Литературное наследие Эмили Дикинсон - около тысячи восьмисот стихотворений, большая часть которых была найдена в комоде после ее смерти, и три тома писем, многие из которых не менее замечательны, чем ее стихи.
Пчёлы, бабочки, шмели
улетучились вдали.
Потускнела вся трава,
и деревья - как дрова,
и цветы завяли;
и цвели едва ли.
Ствол осины бел и сух.
Изваяния старух
на порогах клонит в сон
под постриженный газон.
Не глядит в жилища
небо-пепелище.
Вот опять, опять, опять
медленно - за пядью пядь -
Эмили идёт сюда
в белом платье, как всегда,
в роще пропадая,
и совсем седая.
Двадцать, тридцать, сорок лет
белый цвет на ней одет.
Времена - какой пустяк:
в пальцах стебель не иссяк,
обрываясь астрой -
старой, но прекрасной.
Нет ни бабочек, ни пчёл.
Ей известно - что почём -
правды смертная цена -
чёрных прядей седина:
и холмы и поле -
изваянье боли.
Александр Величанский
"Белое платье Эмили Дикинсон"
***
Снова скромное белое платье,
Как невеста нежна и чиста,
Но лишь ветер дарует объятья,
Только ветер целует в уста.
В этот вечер спокойно и чинно
Вновь гуляешь у всех на виду.
Как привычна такая картина.
Но сейчас ты не в здешнем саду.
Ты блуждаешь в далекой пустыне,
Или в крае, что снегом одет,
Или молишься в древней твердыне,
И у моря встречаешь рассвет.
С детских лет понимая свободно
Разговоры деревьев и птиц,
Ты летишь за звездой путеводной,
Что зовет с пожелтевших страниц.
Светлый Ангел Поэзии дарит
Золотое перо из крыла,
Чтобы ты в эти дальние дали
Устремиться незримо могла.
Источник:
https://vnnews.ru/blogs/35092-segodnya-den-rojdeniya-emili-dikinson.html Click to view