Если вы вдруг думали, что в нынешнем Глобусе ставят только и исключительно Шекспира, то это не так. Театр живет насыщенной жизнью и ставит пьесы разных авторов, в первую очередь, конечно, других драматургов елизаветинской эпохи. Как в этом случае обойтись без Кристофера Марло? Никак.
"Фауста" Было очень интересно смотреть
после Генриха V, потому что это спектакли очень разные по духу и манере, хотя поставлены они на одной и той же сцене и в рамках одних и тех же стилистических ограничений. Если «Генрих V» - это такой соцреализм: исторический сюжет, патриотической дух, благородные воины и государственные интересы, минимум декоративности, то «Доктор Фауст» - фантастический триллер, с вкраплениями ужасов и эротики (ну куда ж без неё!), украшенный всевозможными в то время спецэффектами: добавлены расписание занавесы, все действо сопровождается музыкой (разумеется, живой) и перкуссией, актеры танцуют, поют, меняют один фантастический костюм на другой (меня особенно восхитил дух добра с крыльями как у польской конницы - по-моему, очень милая находка костюмера) - одним словом, действо пышное и красочное.
Часто бывает, что роль второго плана интереснее главной. Так же и тут: речь вроде бы идет о трагической жизни и гибели доктора Фауста, а интереснее оказывается Мефистофель (есть тут посмотревшие "Доктора Кто", Артур Дарвилл всегда такой интересный?). Впрочем, может исполнитель тут ни при чем, а сама роль такая. У Марло Мефистофель, если вдуматься, очень грустный персонаж. Никаких романтических метаний, сплошная проза жизни: он имеет неограниченную власть на земле, знает все ее тайны, но при этом вынужден как мальчик на побегушках являться по первому зову любого дурака, которому просто удалось правильно произнести слова в магической книге.
Или такая сцена. Фауст, получив неограниченную власть и Мефистофеля в свое полное распоряжение, решил на время отвлечься от разных фокусов и начал вытягивать из своего компаньона то, ради чего он вообще затеял всю историю: знание. Начал спрашивать о том, кто такой Люцифер, падшие ангелы и кто есть сам Мефистофель. Тот, глядя прямо перед собой оттарабанивает как школьник то, что и так хорошо известно: бунт, низвержение, все приговорены навечно оставаться в аду. Минуточку, удивляется Фауст, как это может быть, если ты сейчас здесь, рядом со мной. И тут Мефистофель даже не злится, а теряет терпение: как школьнику, который надоел со своим дурацкими вопросами (а еще теологию изучал!), объясняет, что тот, кто находился рядом с Богом, а потом навсегда лишен возможности видеть Его и быть рядом с Ним, находится в аду, где бы он ни был, и отстань пожалуйста, вот тебе музыка, красивые женщины и летающие замки (последнего он, конечно не говорит, но интонация именно такая). Это потрясающе: вот так просто, мимоходом, среди грубых шуток и марионеток, исполняющих роль злых духов и душ, находящихся в плену, выдается идея, которую снова и снова пытаются внушить проповедники сторонникам теории об облачках с арфами и сковородках с вечным пламенем.
Еще было интересно смотреть на то как это сделано. Всякие милые детали, например, измазанные чернилами пальцы Фауста, на сцене он кроме того самого договора о закладе своей души он ничего не пишет, но какими еще могут быть руки прилежного ученого и философа? Или то, что всем, кроме исполнителей главных ролей, приходится переодеваться по три-четыре раза, потому что на сцене постоянно толпа народу: злые и добрые духи, неизбежные комические персонажи числом штук пять-шесть, разнообразные красавицы, князья и графья, на которых Фауст производит впечатление своими умениями и ещё много кого. Мелочь, конечно и закулисная работа артистов, но для меня это лишний повод восхититься работой артистов - мне как-то приходилось вот так во время спектакля менять костюмы, так что я представляю себе, каково это.
И очень забавная ситуация в финале. Закончился, значит спектакль, вышли артисты на поклон. К сцене был присоединен ещё удлиненный помост, поэтому финальные салюты проходили в несколько этапов: одной половине партера, второй, галерее, потом все собрались на основной сцене. Аудитория кинозала, в котором спектакль показывали, тихонько в темноте пошуршала к выходу - ну а что? всё ведь кончилось уже! - а артисты вдруг взяли и выдали ещё один небольшой номер, что называется на бис. Бедная наша публика так и застряла в проходах, на ступеньках, с наполовину надетыми куртками. Но, с другой стороны, так им и надо, пока артист на сцене - спектакль не кончился.
Спасибо компании CoolConnections за наше счастливое детство.
Как водится, смотрите
в кинотеатрах вашего города или на ДВД, если добудете.
P.S. И пару трейлеров.
Наш:
Click to view
И эпичный глобусовский:
Click to view