Настасья/Nastazja (1994)

Aug 27, 2012 23:19


Насыщенность текста у Достоевского такая, что из большого романа можно смело брать двух-трех персонажей - и это уже будет вполне самостоятельная история, особенно если речь идёт о главных персонажах. Именно по такому пути пошёл Анджей Вайда, когда создавал свою постановку по роману “Идиот”.

На самом деле это не фильм, а спектакль. Здесь всё пространство и способ повествования - театральные. Действие начинается с финала романа, с того момента как князь Мышкин приходит в дом Рогожина и узнает об убийстве Настасьи Филипповны. Скандалы, душевные метания, вражда - всё это в прошлом, всё окончено, им остается только сидеть в сумрачном рогожинском кабинете и ждать. Достоевский в этой главе замечает, что на протяжении всего разговора и князь и Рогожин постоянно говорят и делают не то, что нужно, то и дело сбиваются на какие-то посторонние предметы: кто где кого искал и ждал, да как лучше - обложить букетами цветов убитую или нет. Вся ситуация естественно подводит к воспоминаниям о том, как всё это началось, и именно этим они и занимаются, вспоминая разрозненные встречи и разговоры с того самого момента как встретились в вагоне по пути в Петербург.


Вся постановка была сделана, кажется, только ради одного Бандо Тамасабуро, артиста театра кабуки, исполняющего женские роли. Его редкая способность вести себя как женщина (он исполняет роли Настасьи Филипповны и князя Мышкина) и при этом не выглядеть смешно оставляет странное впечатление: сам момент превращения выглядит завораживающе (происходит это за секунды и без эффектной смены костюма и реквизита), но в роли Настасьи Филипповны он выглядит бледнее, чем в роли князя Мышкина, как ни странно так говорить об артисте, для которого это - первая и единственная мужская роль за всю карьеру.

Получается это от того, что присутствие заглавной героини, здесь, по большому счёту, не нужно. Она появляется как отвлеченный мираж, как воспоминание, и если бы она присутствовала только в виде портрета и белого платья - мало бы что поменялось, потому что речь идёт не о ней, а о мужчинах, жизнь которых она своим появлением связала и привела к трагическому финалу. Когда смотришь на то, как они разговаривают друг с другом, как князь с тревогой и болью смотрит на Рогожина, который изливает ему свою боль и злость, как Рогожин вдруг оставляет свою напускную развязность и веселость и становится серьёзным, слушая торопливый рассказ князя о чем-то важном,  становится даже жаль, что так несчастливо сложилось их знакомство, потому что при других обстоятельствах они, при всей разности характеров и душевных качеств, могли бы стать товарищами.

Под конец надо бы как-то резюмировать, к чему всё это, в чём глобальный смысл такой инсценировки, но у меня, к несчастью, закончились все слова, поэтому просто призываю посмотреть и прочувствовать всё это самостоятельно.

игра с классикой, то что глубоко трогает сердце, кино и сериалы

Previous post Next post
Up