Умберто Эко "Остров накануне"

Jan 09, 2012 14:30



"Сударыня, в изумительной архитектуре универсума было отражено с самого первого дня Сотворения Мира, что я повстречаю вас и я вас полюблю. Но в самых первых строках письма я чувствую: душа моя до такой степени стремится к излиянию, что испаряется из моих уст и от моего пера до того ещё, как я заключу".
"Заключу. Не знаю, будет ли это понятно..."
"Высказывания тем превыше ценятся, чем более они ощетинены затруднительностями, и тем любезнее откровение, если оно немереных сил нам стоило".
Основное впечатление от романа, изложенное устами одного из персонажей

Отзывы о произведении в интернете - это не только рекомендации, необходимые в случаях, когда нужно составить какое-то предварительное впечатление о произведении, но и хороший материал для анализа. В них очень часто можно обнаружить очень интересные мысли и точки зрения, подмеченные детали и мотивы, о многом может сказать количество и состав людей, оставляющих отзывы. И точно так же показательным является отсутствие или малое количество отзывов. В случае с "Островом накануне" вывод напрашивается вполне определенный: об этот роман спотыкаются даже те, кто прочел "Маятник Фуко".

И это объясняется очень просто.


За что любят романы Эко? В первую очередь - за сюжеты. Путешествия по Европе времен Фридриха Барбароссы и падения Константинополя в "Баудолино", лихо закрученное расследование убийство в монастыре в "Имен Розы", тамплиеры с граалем и конспирологические теории в "Маятнике Фуко", судьба поколения, к которому принадлежит и сам писатель в "Таинственном пламени царицы Лоаны" - всё это глазурь, благодаря которой легко и приятно усваиваются другие вещи, за которые мы любим романы Эко: огромные объемы исторического материала и всяких мелких деталей "для тех, кто в теме", и очень серьёзные, даже мировоззренческие проблемы. В "Острове" всё это тоже есть. Главный герой романа выброшен на необитаемый корабль, расположенный в виду необитаемого же острова - неплохое начало, да? В это странное место его привела целая череда увлекательных приключений, о которых мы непременно узнаем... Но сначала придется пробраться сквозь текст. Я не люблю такие выражения, потому что они сразу настраивают на что-то архисложное и многих отпугивают, но иначе тут не выразиться. Потому что барочный текст - это... заросли вьющихся растений, луг, полный цветущих полевых цветов, узор на персидском ковре - у меня воображения не хватает на то, чтобы подобрать метафору, которая в полной мере может передать идею, показать, на что похоже это плетение словес, каскад метафор и образов, который расцвечивает каждую, даже самую простую, мысль и открывает в обычных повседневных вещах источники новых смыслов.

Это замечательно, но сложность в том, что мы слишком далеко ушли от такого способа мышления и от времени, когда слово, сказанное в простоте, приравнивалось к слову грубому и неотесаному. Сейчас преобладает концепция прямо противоположная: надо быть проще, доступнее. Это во многих отношениях хорошо и правильно, потому упрощает и жизнь и передачу мысли (представьте, что простое назначение места и времени встречи растянется на три страницы текста убористым шрифтом - красиво, но неудобно). Но на этом пути есть точка невозврата, после которой сложное перестает восприниматься вообще. Именно таким вердиктом и завершается роман, представляющий по словам рассказчика, рукопись 17 века, найденную в двадцатом: "Маньеристские экзерсисы. Вы же знаете, как писали люди в 17 веки. Это люди без души". Звучит иронично, потому что этой фразе предшествует целый том самых что ни на есть настоящих переживаний и метаний. Каждый роман Эко в каком-то смысле ещё и об этом. Они написаны от лица и про разных людей: средневекового деревенского парня, юного монаха-бенедиктинца, ученого-историка 20 века или (в данном случае) дворянина середины 17 века, но их всех волнуют одни и те же темы: любовь, смерть, Бог, смысл жизни, истории, знание (в первую очередь, воплощенное в книгах, конечно) и то, как оно меняет окружающий мир. Люди не меняются.

Люди не меняются. Они мыслят разными категориями, оперируют разными понятиями, выражают одну мысль в двух словах или в двух сотнях страниц, но суть их остается одной. И с этой точки зрения "Остров накануне" - отличное упражнение на понимание другого. Ну и развлечение. Такое, какое может предложить только Умберто Эко.

Умберто Эко, книги, baroque

Previous post Next post
Up