Тогда он спросил, пригодится ли это ему для одного конкретного исследования, которым он сейчас занят. На это я ему отвечал, что это ему пригодится, даже если он в дальнейшем будет торговать подержанными машинами. Он просто познакомится с человеком, с которым стоит познакомиться.
У. Эко "Эклога классикам"
Казалось бы, зачем обычному человеку знакомиться с произведением одного из отцов церкви, в конце концов, богословские дискуссии к повседневной жизни имеют мало отношения, а четвертый и пятый века нашей эры - это уже, кажется, не то что седая, а рассыпающаяся в песок древность. Всё это так, но "Исповедь" - случай особый, потому что это не богословский трактат, а автобиография человека, который был очень интересен сам по себе и который, несмотря на все разделяющие нас столетия, очень о многом может рассказать нам нынешним.
Если убрать биографии Аврелия Августина все привязки к месту и времени, то получится самая обычная по современным меркам жизнь. Родился в небольшом городе, в не самой богатой семье. Мальчиком хулиганил, не любил учиться, а когда дожил до семнадцати лет, отправился продолжать образование в крупный и богатый город, развлечения и удовольствия которого, само собой, захватили его полностью. Кроме того, там он нахватался модных идей, из-за которых мать отказывает ему от дома. Тем не менее, учебу он завершил успешно, стал преподавателем сначала в родном городе, потом в городе покрупнее, потом в столице, потом во втором по значении городе, где на тот момент располагался императорский двор... Всё это просто штрихи к портрету, но это те обстоятельства, которые объединяют нас, сближают и помогают лучше понимать то, о чем написано на страницах "Исповеди".
Впрочем, Августин пишет о том, что со временем меняется мало: о своей внутренней жизни, о причинах своих поступков, о своих друзьях и учениках, о своих родных, о том, как он пытался понять, почему и откуда в мире возникает зло, в чем смысл того, чем он занимается. Он очень наблюдательный психолог, и если сделать скидку на то, что "Исповедь" была написана примерно в 397 году, когда Августину было уже сорок три года и он осматривает всю свою жизнь не только с высоты прожитых лет, но и с высоты лет, прожитых уже будучи христианином (это накладывает очень заметный отпечаток на всю манеру повествования: он не просто перечисляет какие-то события своей жизни, но и оценивает их, причем оценивает подчас очень беспощадно), то мы можем очень отчетливо проследить причины того, что он оставил преподавание риторики и вообще всю светскую жизни как раз в тот момент, когда всё для него складывалось очень благоприятно.
Сейчас такая резкая смена образа жизни вызвала бы, мягко говоря, недоумение и подозрение, что это результат какого-то мощного и целенаправленного воздействия извне - со стороны родителей или со стороны окружающих. Но у Августина ничего такого, по большому счету не было. Христианкой в его семье была только мать, но её влияние в детстве не стало определяющим в его жизни, он едва ли был человеком сентиментальным и склонным к какой-то экзальтированности, а самое главное, для своего времени он был прекрасно образован. Конечно, его кругозор сравнивать с современным сложно, но он владел тем, что с успехом могло заменить все естественнонаучные познания: он умел рассуждать и задавать вопросы и не принимать всего так на веру. Добавим к этому острый ум, благодаря которому завоевывал уважение других людей, но в то же время мог легко сбить с толку и смутить тех, кто был менее опытен в ведении дискуссий, чем он сам. Когда о христианской вере говорит человек с таким опытом, то к нему хочется прислушаться, потому что для него это стало итогом внутренней работы и поиска, который продолжался почти десять лет.
Об итогах этого поиска можно прочитать в любой энциклопедии: десятки трактатов, проповедей, толкований и писем по самым разным аспектам веры - риторическое образование сослужило ему и, что самое главное, нам хорошую службу, что бы он сам по этому поводу ни писал.
P.S. Рекомендация для тех, кто надумает читать. Не поленитесь, найдите издание, в котором есть примечания М. Е. Сергеенко (например,
вот это), потому что там приводится колоссальное количество цитат из многих других работ Августина, которые на русском языке найти очень непросто.