Во первых строках этого поста я хочу поблагодарить
ateh_galler , которая мужественно принесла себя в жертву моей прихоти и просидела на полу целых полтора часа, после чего не стала крыть меня последними словами, а наоборот зажгла энтузиазмом и велела посмотреть этот фильм.
Семья Олив - маленький локальный ад, в котором каждый живет в своем собственном мирке: отец занят продвижением своей теории успеха и выходом своей новой книги, мать занята тем, чтобы хозяйство совсем уж не разваливалось, брат усиленно тренируется, чтобы стать летчиком, дядя просто хочет умереть, и кроме дедушки некому помочь ей подготовиться к конкурсу красоты "Маленькая мисс Счастье". Когда Олив получает приглашение на финал, вся семья отправляется вместе с ней, чтобы поддержать её, несмотря на то, что происходит это, в на редкость не подходящий момент, потому что семья, солидарность и всё такое.
Этот фильм я бы в жизни не посмотрела. Ну бывает так, что читаешь аннотацию и думаешь: не, не буду смотреть. Во-первых потому, что я примерно знаю, о чем он будет, а во-вторых, потому, что ради этого фильм смотреть не обязательно, а кроме темы там ничего такого уж прямо привлекательного нет. Но вдруг случилась лекция
Пола Брауна, на которой он рассказывал о разных способах построения сюжета и приводил примеры как раз из "Маленькой мисс Счастье". В подробности входить не буду, в конце есть ссылка на видеозапись, кому интересно, тот посмотрит. Во время лекции, когда пришло время обсуждения, одна из слушательниц заметила, что фильм, конечно, хороший, но он же совсем простой, причем определение "простой" в данном случае звучало как "примитивный". Пол Браун ответил, что в том смысле, что тут уже вступают личные вкусы и фильм от этого хуже не становится.
Любопытно, что простота в данном случае оказалась недостатком. Почему? Потому что прописные истины надо облекать в какую-то небанальную форму, чтобы аудитория не ныла, что, дескать, вот опять всё та же навязшая в зубах тоска, давайте что-нибудь поинтереснее? Или это непроизвольный эффект от желания показать их так, чтобы всех проняло? Хотя чаще всего сильнее действует именно простота: выражение лица, один небольшой жест, который может прекрасно заменить целый абзац текста, а может и превзойти его, потому что некоторые тонкие вещи и состояния просто невозможно выразить словами.
Возможно, фильм кажется простым потому, что русской публике проблемы, перед которыми оказываются герои фильма, просто не очень близки. Олив, которая так страстно мечтает победить в конкурсе красоты, накануне своего выступления боится не того, что проиграет, а того, что если она проиграет, папа не будет её любить, потому что он не любит неудачников - крайность, которая вполне свойственна ребенку, но взрослые родственники Олив ведут себя по сути точно так же. В наших просторах очень хорошо знакомы (хотя бы понаслышке) крайности противоположные: "Хоть и плохонький, зато мой", "Всё равно его не брошу, потому что он хороший". С такой точки зрения основной пафос фильма просто теряется, что очень печально, ведь фильм просто чудесный.
"Маленькая мисс Счастье" - из тех фильмов, вспоминая которые хочется улыбнуться, потому что это было хорошо. Уже ради этого его однозначно стоит посмотреть.
Лекция Пола Брауна в видео записи. Будьте бдительны, первую половину там не очень точный синхронный перевод, а то, что о чем он говорит, на самом деле не очень сильно совпадает с синопсисом мастер-класса :-)
Где-то во второй половине лекции он говорит об очень важной вещи, которую я никак не смогла приткнуть к рассказу о фильме, но которой всё-таки хочется поделиться. Он говорил о том, что молодые сценаристы в погоне за внешним эффектом и увлекательностью слишком часто теряют эмоциональное наполнение истории. В качестве примера он приводил своих студентов, которые пачками приносили ему сценарии в духе боевиков Тарантино. На простой вопрос: "Какое самое главное оружие твоей истории?" каждый называл какой-нибудь предмет из военного арсенала. И ни одному не приходит в голову, что самое сильное оружие - это любовь.