Часто происходят случаи, которые показывают, что люди с трудом воспринимают новое. Или совсем не воспринимают.
Одна преподавательница, видя, что с показом презентации вышла заминка, улыбается: «Как хорошо, что я не завишу от всего этого!»
Другая преподавательница, рассказывая про христианство, с насмешкой упоминает сауну, бассейн, модный фитнес, дескать, многовато люди думают о теле. Только как, я не поняла, физическая нагрузка, которой и так мало у современного человека, мешает исповедовать религию?
Третья, интересуясь алогизмами, Хармсом и Хлебниковым, который боролся со штампами путём создания нового языка, сама запаривает нас штампами, несколько лет повторяя одно и то же и задалбывая анализами стихотворений по одной схеме. Если я наизусть уже помню этот план анализа, и вот на спецкурсе мы повторяем это опять. Может, она думает, что мы тупые и запомним лучше, если четыре года обсуждать, что такое эпитет. Я и так не любила анализы стихотворений, теперь от них тошнит ещё больше.
Четвёртая преподавательница, уже не в нашей группе, возмутилась, когда вместо Детской литературы студенты, впервые за двадцать лет, выбрали предмет Массовая литература. Это ж ей готовиться придётся, безобразие.
И в школах есть учителя, которые, вместо того, чтобы подобрать сложное задание для продвинутых учеников, говорят: «Всё знаешь? Ну, смотри!». Ещё существуют фитнес-инструкторы, которые годами не меняют программу тренировки, и парикмахеры, делающие причёски по древней технологии. Люди, работающие на заводе всю жизнь, не желают слышать, что кто-то зарабатывает в интернете.
Чем человек старше, тем труднее развиваться. Мало таких, кто способен «расти» всю жизнь. Какой же я буду в их возрасте? Что останется от моих умений в старости? И есть ли у меня эти умения?
На одной лекции психотерапевт Андрей Курпатов сказал, что возраст до 30 лет - время, когда человек закладывает основы своих 10 000 часов для освоения какого-либо навыка. Пока не пройдёт 10 000 часов, мозг будет сопротивляться усвоению нового, искать лазейки, как бы увильнуть от работы. Поэтому и живут многие люди на свете, отвергая всё новое и неизвестное, не в состоянии толком ничего освоить.
Итог из всего - надо развиваться сейчас. Как можно больше.