Размышления об истории

Sep 23, 2010 17:36



Мне в жизни крупно повезло: я не стала историком. Я не утверждаю, конечно, что профессия инженера такая уж хорошая, особенно в нашей стране. Отнюдь. Просто в свете последних событий лучше быть безработным инженером, чем работающим историком.
 Но поскольку историками заделались прокуроры, адвокаты, правозащитники и прочие юристы, то не вижу препятствий для того, чтобы и мне высказаться. Раз уж на самом верхнем уровне признано, что история никакая не наука, а просто информация, а информацией может быть что угодно, даже и фантазии (непроверенная информация), то я не буду утруждать себя особыми изысканиями. Это просто мнение, прошу отнестись с пониманием.
 ИМХО, историю делают люди. Творцами ее являются народы, но опосредованно. Народ всегда вынужден тем или иным способом выбирать себе лидера. Способ выбора - демократический или нет - не имеет никакого значения. Суть в том, что решение все равно придется принимать некой личности, т.е. эти решения субъективны и несут на себе печать этой личности. Таким образом, история близка к психологии.
 В свете изложенного мне хотелось бы рассмотреть проблему Катыни. Насколько мне известно, существуют две версии: поляков расстреляли по приказу Сталина весной 1940 года или казнь произошла в период оккупации и виновными являются гитлеровцы. Полагаю, что есть и третье решение.

Прежде всего, мне хотелось бы сказать кое-что о  том времени. 1 сентября 1939 года Гитлер напал на Польшу, и 3 сентября, выполняя условия договоров,  войну Германии объявили Англия и Франция. Замечу, что эти две страны считались сильнейшими державами, они были победительницами в недавней мировой войне. Да, они не хотели в тот момент начинать новую войну, но в глазах современников являлись явными фаворитами. Германия и СССР в то время были по существу странами-изгоями, что их, несомненно, сближало, несмотря на ярый антисоветизм Гитлера. Не говорю об отношении Сталина к Германии, поскольку понятия не имею, каким оно было, но после Брестского мира едва ли Сталин мог позволить себе недооценивать немцев.
 Итак, началась ожидаемая всеми мировая война. Надо заметить, что к ней готовились все страны, еще не зная, какие коалиции в итоге сложатся. Все готовились к битве со всеми. Сталин  полагал, что целью войны станет ликвидация СССР. Гитлер ожидал очередного раздела Германии. Обе эти страны были кандидатами в жертвы великих держав по той причине, что на памяти жившего тогда поколения проигрывали всё, что можно, а стереотипы живучи. В глазах элит, да и в собственных тоже, они были просто предназначены для съедения. Гитлер решил ударить первым.
 До этого немецкая армия никак себя не проявляла - все захваты Германия осуществляла мирным путем. Успех был ошеломляющим, практически все свои проблемы немцы решили за восемь дней, окружив основные силы польской армии в большой излучине Вислы. 17 сентября Красная Армия начала вторжение в Польшу. Здесь был серьезный риск, поскольку если бы эти действия были расценены как вмешательство в конфликт, Англия и Франция могли объявить войну и СССР. Поэтому особо подчеркивалось, что ввод советских войск до так называемой линии Керзона осуществляется "в связи с распадом польского государства" для защиты интересов представителей коренных народов СССР - украинцев и белорусов.
 Из этого нюанса следует вывод, что, поскольку СССР избегал даже намеков на свое участие в войне на стороне Германии, а действовал из гуманитарных соображений, то и пленных у Красной Армии быть не могло. Т.е. те, кто сдавались советским солдатам, юридически все равно были пленными немецкой армии, т.к. СССР войны не вел и капитуляции польской армии не принимал.  И если простых солдат можно было представить как мирных жителей, то с офицерским корпусом дело обстояло по-другому. Немцам нужны были эти пленные и по тогдашней практике они подлежали безусловной выдаче. Тем не менее, очевидно, что достаточно продолжительное время они оставались на территории СССР.
 Свое отношение к польскому вопросу Гитлер исчерпывающим образом разъяснил на встрече с генерал-губернатором  Хансом Франком в мае 1940 года: "Всё, что мы теперь определяем в Польше как руководящий слой, необходимо ликвидировать. Всё, что вырастет потом, должно находиться под нашим контролем и в определенный промежуток времени снова должно быть уничтожено. Нам не нужно отправлять эти элементы в концентрационные лагеря рейха, их предстоит ликвидировать прямо но месте... Я откровенно настаиваю на том, что нескольким тысячам поляков это будет стоить жизни, прежде всего духовному, руководящему слою... Господа, мы не убийцы. Для полицейских и служащих СС, которые в силу своих служебных обязанностей должны проводить эти мероприятия, исполнять казни - это ужасная задача. Но на всех нас это время налагает обязанность заботиться о том, чтобы от польского народа больше не исходило никакого сопротивления".
 Из приведенной цитаты очевидно, что элита Польши рассматривалась как объект истребления. Полагаю, что были составлены списки и открыта охота.  Территория СССР для тех, кто оказался с списке, не могла быть убежищем, т.к. это были пленные немецкой армии и СССР имел договорные отношения с Германией. При этом очевидно, что в этом тандеме СССР был младшим партнером: Гитлер молниеносно разгромил довольно приличную польскую армию, а затем под носом у Англии захватил Данию и Норвегию, у Сталина же в активе была только не слишком удачная финская компания.  При таком раскладе участь поляков была предрешена.
 Говорят, что Сталин истребил поляков как антисоветчиков или в качестве мести за поражение 1920 года. ИМХО, это за гранью понимания. Польское правительство в эмиграции сидит в Лондоне, англичане достаточно разозлены войной СССР с финнами. Только сумасшедший так полезет на рожон, чтобы из каких-то сомнительных причин цинично уничтожать элиту опекаемой Англией нации, да еще и в европейской части страны, поблизости от границ, а, следовательно, и в зоне возможных действий иностранной разведки. Да на черта, когда есть Сибирь! Психологически ожидать подобного решения от человека, пережившего туруханскую ссылку, совершенно невозможно.
 Кроме того, очевидно, что Сталин был крайне заинтересован в этих людях. Ну, в самом деле, всем было ясно, что Гитлер не может напасть на СССР, оставив у себя в тылу Францию. Война на два фронта была кошмаром немцев. Конечно, им было бы предпочтительнее сначала завоевать восток, а потом разобраться с западом, возможно, и мирным путем. Но история рассудила иначе, на западе война УЖЕ шла, армии были отмобилизованы, а следовательно, Германия, начав войну на востоке, обоснованно могла ожидать удара в спину. С другой стороны, боевые действия против объединенных французской, английской и бельгийской армий - не то же самое, что разгром польской, что понимали все, и Сталин тоже, ну кто мог тогда предположить, что всё закончится за месяц с небольшим? Германия могла завязнуть на западе надолго. И вот тут для СССР открывалась возможность сыграть в свою игру, ударив в спину немцам. Но для этого поляки были необходимы, желательно, имеющие вес в обществе, чтобы можно было представить дело как освободительное движение. История подтвердила, что про антисоветизм все готовы забыть, если речь идет о возвращении территории.
 Но такие же мысли, разумеется, приходили в голову и Гитлеру. Он,  естественно, не доверял новому восточному другу, тогда никто никому не доверял. И вот ему-то крайне  важно было разобраться с этим источником опасности, причем до начала наступления на западе, т.е. до 10 мая 1940 года. Полагаю, его эмиссары давили, Сталин тянул время, возможно, даже предлагал свои услуги по расправе. Только Гитлер никак не мог на это согласиться, ему было жизненно  необходимо, чтобы  ликвидацию провели люди, которым он безусловно доверяет. В конце концов, думаю, Сталин был вынужден уступить. Полагаю, он просто позволил сменить  охрану лагерей на представителей "союзников" и закрыл глаза на последствия - ведь это были ИХ пленные. Политика - искусство возможного.
 Конечно, всё это не здОрово, и роль Пилата - не самая привлекательная. Но это не тот, не побоюсь этого слова, бред, который нам упорно навязывают какие-то "историки". В действиях политиков всегда прослеживается внутренняя логика, если этой логики вдруг не обнаруживается, значит, это мы ошибаемся. Косвенным свидетельством непричастности Сталина к отдаче приказов и самому расстрелу для меня является его реакция в тот момент, когда, с подачи Геббельса, эта история всплыла в 1943 году. Сталин был буквально взбешен. Но если бы он сам отдавал приказы, то, как опытный политик, он не мог не понимать, что местное население донесет на него оккупантам. Времени, чтобы "отыграть" ситуацию (ну, типа восстание подняли, русских по округе поубивали и т.д. с фабрикацией нужных документов) было полно. В таких случаях нужно бить первым, пусть оправдывается противоположная сторона. Но в том то и дело, что Сталин знал правду, и Гитлер ее знал, и, я почти уверена, знали англичане, еще с 1940 года, все-таки английская разведка была сильнейшей в мире. Возможно, польское правительство в изгнании и не поставили в известность... Трудно судить. Сталин был взбешен не немцами, про которых он твердо заявил, что "они сами этих поляков расстреляли", а польским эмигрантским правительством, поверившим Геббельсу, а не ему. Ну, конечно, и тем, что англичане потихоньку раздули этот конфликт, речь ведь шла о влиянии на Польшу. А в таком деле каждый за себя.
 Я скажу честно, у меня никогда не было ни времени, ни терпения выслушивать аргументы сторон в споре об авторстве расстрельного приказа. Слышала, что в могилах находили свидетельства того, что казни производились в 1941-1942 годах. Возможно, место-то знакомое, почему же нет? Но сама лично я уверена, что те поляки, которые составляли духовную и военную элиту страны, были уничтожены до 10 мая 1940 года - не потому, что что-то там нашли в раскопе, а потому, что Гитлер никогда не начал бы войну на западе, оставив такую мину замедленного действия на востоке. Он был кем угодно, но только не дураком. И Сталину он бы столь ответственную миссию никогда не доверил. И полагаю, что такая крупная операция оставила в архивах свои следы. Просто нужно искать их, а не изготавливать подделки сомнительного качества. Когда-нибудь правда выйдет наружу. Впрочем, для  истории это не будет иметь никакого значения. Она ведь не наука.
   

Сталин, история, Катынь

Previous post Next post
Up