Sherlock, Downton Abbey and French cinema

Jan 19, 2014 23:23

Пожалуй, сейчас будет сбивчиво, я очень надеюсь, что еще напишу потом что-то более связное, но пока мне нужно просто канализировать that crazy martinfreemania into smth sane, из-за чего я вишу в русском жж-сообществе и на трансскриптах, параллельно сравнивая с тем, что преимущественно смотрела весь предыдущий год.

Когда смотришь "Шерлока" и "Аббатство Даунтон", интуитивно чувствуешь (сейчас, после 3 сезона, меня невероятно удивляет, что в Шерлоке ты это чувствуешь с первой серии первого сезона), что эти вещи в первую, основную и главную очередь о любви и доброте. Про Даунтон когда-то великолепно написал homo_nudus, но я не могу найти эту запись. Если вкратце, то все герои меняются внутренне, и даже те, от кого не ждал совсем, оказываются, хотя бы ненадолго, человечны, добры и способны любить искренне. В Даунтоне это более заметно - он ближе к земле, героев больше, схожая ситуация зеркалится на разных персонажах (как минимум хозяева и слуги). В Шерлоке, разумеется, масштабы повествования уже в смысле количества персонажей, сами персонажи не вполне укладываются в нормы "обычного человека", намного больше метарифмовок, а уж третий сезон и вовсе невероятное зеркало - гипертекст, и вряд ли случайно начинающий перехлестывать на реальность (кастинг Мэри и родителей Шерлока, роль Майкрофта/Гаттиса, танцующая в Ютюбе Миссис Хадсон, разговор про дракона и победителя дракона). Впрочем, от Моффата и Гаттиса другого ждать не приходилось, и мне очень жаль, что я плохо знаю книжный первоисточник, чтобы увидеть больше от той игры в бисер, что они развели.

Так вот, я начинаю вспоминать смотренный в прошлом году французский кинематограф и пытаюсь найти там эту любовь и доброту, этот просвет улыбки Бога. И удивительным образом не нахожу. Там есть прекрасный импрессионизм - схватить воздух, запах, весну, щемление, томление, влюбленность, наоборот печаль, что угодно - превосходно. Живопись Карне, гениальные джазовые композиции Мельвиля, солнечный удар или наоборот пристальный спокойный взгляд у Малля и Брессона, гипертекстовость, через которую сквозит калейдоскопическая красота мира, у Годара и Риветта (ну и выворачивание кинематографа на все, что он способен, также как и у Клузо). Ромер, многословно показывающий католическое удержание от искушения, здесь казалось бы должна была бы начинаться любовь, но ее и нет.
Я, впрочем, плохо помню Ренуара, и потому склонна видеть, что состояние это есть у него. И я не знаю, каким образом и почему, но любовь эта и доброта есть у Трюффо.

Возможно, это какое-то культурное различие, французская константа. Возможно, я просто чего-то не понимаю, и более вероятно.

sherlocked, кино, смысла я в тебе ищу (с)

Previous post Next post
Up