Habemus papam

Mar 14, 2013 01:38

Одиннадцатый час вечера, дневной выпуск france2 заканчивает рассказывать, как во Франции выпал снег, поезда не ездят, машины застревают, правительство не делает ничего, коротенько упоминает, что на площади св.Петра по-прежнему толпы и опять черный дым, переходит к другим новостям. Я думаю, что почему бы сейчас не пойти белому дыму, иду мыть посуду и кипятить чай. Паблик ленты.ру в ленте контакта (о, до чего я дожила, Григорий!) подтверждает, что минут 15 назад белый дым пошел.

А дальше вместо фильма ты включаешь безкомментарный франсдирект и полтора часа смотришь, как марширует караул, как люди на площади размахивают флагами, выкликивают папу, а время все тянется, и точного расписания нет; похоже на ежегодные трансляции из Иерусалима про огонь под православную пасху. Когда камера проплывает над толпой достаточно низко, люди начинают подпрыгивать, махать руками, флагами и даже айфонами и планшетами. Иногда в кадр попадает перпендикулярная улица вдалеке, уже в Риме, по которой озабоченно едут машины и заворачивают автобусы, почему-то заставляя думать о черно-белом немногословном кино с Мастрояни в главной роли. Время продолжает тянуться: может быть, просто забыли подложить мокрой соломы? А еще вспоминаешь, как года четыре назад ты стоишь на кухне и моешь посуду, а по телевизору показывают Нешнл Мол, толпы людей и присягу Обамы. И думаешь что-то там про историю с Большой буквы.

А потом наконец зажигают свет, чего-то долго ждут, выходит французский кардинал, говорит: Habemus papam (да это мы уже поняли; имя, сестра, имя), называет ничего не говорящее тебе имя, и прибавляет: Франческу.

А потом снова чего-то медлят, прилаживают к балкону флаг, и снова тянут, и толпа скандирует: Фран-чес-ку. Наконец папа выходит, камера аккуратно выбирает в толпе аргентинские флаги. Показывают, как папа стоит на балконе и смотрит вниз, на огромную площадь людей, сплошь замерцавшую огнями от фотоаппаратов, мобильных и айпадов; на огромную площадь и кажущийся еще более огромным с именно этой точки кусок, огороженный от толпы и совершенно пустой, если не считать роты швейцарцев; думаешь, что это прекрасный образ. Успеваешь заметить, как красивы лица у кардинала справа (канадца?) и дьякона (?) в лиловой сутане. Папа смотрит вниз, медлит, и видно, что волнуется.

А потом он начинает говорить. Итальянский я не знаю и понимаю постольку, поскольку знаю французский. Папа начинает говорить, и дальше ты не можешь отделаться от мысли, что это новый Кароль Войтыла. Он говорит как-то очень просто и легко, без тени пафоса и поучения; о чем-то шутит; "а сейчас я благословлю вас, как требует традиция; но перед этим, пожалуйста, помолитесь за меня".

жизнь есть чудо, церковь, выбор редакции-2013

Previous post Next post
Up