Международный день кино - 2012

Feb 23, 2013 23:08

Как метко заметил vovlinzij, у меня ... много свободного времени.

Здравствуйте! Сегодня не 28 декабря. Вовсе не в этот день 117 лет назад в подвале Гранд-кафе в Париже состоялся первый публичный кинопоказ, организованный братьями Люмьер.
Сегодня не Всемирный день кино.

Но. Поскольку я раздолбай, умудрившийся сознательно пропустить эту дату и традиционное обновление списка 2008г. два года подряд, переработанная версия будет за 2011-2012гг. сегодня.

Под катами список фильмов, которые я люблю/которые на меня как-то повлияли и которые я советую посмотреть.
Люди, нормально разбирающиеся в кино, вряд ли увидят там что-то сверхъествественно новое. Зачем я его делаю, кроме каких-то собственных заморочек и следилок - вопрос (нужное подставить).

Знаком @ даны ссылки на типа рецензии в текущем журнале. Подчеркиванием выделены фильмы, ранее в списке не фигурировавшие. Для удобства восприятия фильмы сгруппированы по странам/регионам. Формат в дальнейшем, видимо, надо будет как-то переделывать, потому что не советовать же из года в года одно и то же...

Французской синематеке, Музею Кино и универскому киноклубу образца 2005/06 посвящается.


СССР.

С.Эйзенштейн. @
Если вы считаете (вдруг), что Эйзенштейн - это что-то допотопное и нафталиновое, поверьте, это отнюдь не так. Он мощен, графичен, безусловно новатор. Режиссер, орудующий в первую очередь массами и графическими линиями в исторических масштабах - хотя это вовсе не значит, что ему чужд частный юмор (Ген.линия) или индивидуальная психология (вторая часть Грозного). Конечно, не стоит начинать знакомство с Александра Невского (фильм - повинность перед партией, хотя все равно хороший), и лучше не с Октября.

@ Броненосец Потемкин. Список Бельгийской синематеки, величайший фильм всех времен и народов безо всяких шуток. Помимо формально-художественной части, интересно смотреть в плане того, как Эйзенштейн снял умную пропаганду (вероятно, сам в нее веря).
@ Иван Грозный. Первая часть лучше второй.
@ Генеральная линия. Просто прекрасно и обязательно
Для интересующихся - Que viva Mexico! Эйзенштейн на неожиданной фактуре. Впрочем, монтировал Александров.

@ А.Довженко - Земля Список бельгийской синематеки.
Давайте я перестану делать вид, что я такая синефилка и он мне так нравится. Для общего развития смотреть. Мне - пересмотреть осознанно когда-нибудь и составить мнение заново.

А.Роом @3я Мещанская. Обязательно и непременно. И как только в эти 20е гг. такое снимали? Феминизм, художественный формализм, шведская семья советских рабочих?

Дзига Вертов @Человек с киноаппаратом. Хотя мною было отсмотренно бессознательно, смотреть для общей образованности надо. Эксперимент чистой воды.

@ Чапаев реж. бр.Васильевы.
Легендарный, человечный, смешной и трогательный фильм, прекрасно смотрящийся сегодня.

Г.Александров Веселые ребята.
Александров долго ошивался в Голливуде по заданию советской родины, приехал домой и снял не хуже. Про то, что "сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст", станут писать позже.
чгкашники - это он, тот самый кочующий из вопроса в вопрос фильм 1934г., с правильным ответом: "Москва смеется".

А.Тарковский
Понятно, что Тарковский - столп советского кино (периода застоя), что он находится где-то в одном поле и уровне с Бродским (странно, что он не снимал в Венеции), что смотреть его на неподготовленную голову невозможно, да и на подготовленную не всякий раз зайдет.
Лично я больше всего люблю Андрея Рублева, Зеркало и Солярис.
Рублева - за ощущение верности времени и за это яркое противопоставление: как на фоне всего ужаса, жестокости, мерзости, не смотря ни на что, мог быть создан такой чистейший свет.
Зеркало - первая любовь, первый фильм. Должно быть, он земной, личный, не заумный.
Солярис - за мыслящий океан космоса, и его ранимость, трепетность, действительно выраженные в фильме, почти осязаемо. (не то что Сталкер - истерия, непонятный чувак со взвинченными нервами, водящий по зоне, которая может быть вправду опасна, а может быть его бред; и пара пройдох, пафосно рассуждающих о смысле жизни. Ну вас).

Пятерка советских фильмов (не считая классические комедии и детские фильмы, как весь Гайдай, Ирония судьбы, Москва слезам не верит, Покровские ворота, Тот самый Мюнгхаузен, Золушка и Мери Поппинс, до свиданья), которые я люблю больше всего (сделайте поправку на то, что я плохо знаю советское кино):

Г.Козинцев. Гамлет.
Даже если бы там не было ничего, кроме голоса Смоктуновского, это уже нужно бы было смотреть.

Л.Шепитько. Восхождение.
"Такими вещами искупается само существование искусства".
Хорошо быть Сотниковым (только не думать, что из-за такого идейного, правильного, праведного тебя и расстреляют столько человек), и страшно быть Рыбаком.
По-прежнему при мысли об этом фильме я вспоминаю "Прищепу" из Конармии Бабеля.

М.Калатозов. Летят журавли.
Это нельзя не смотреть, настолько это красиво, свежо и, да, надрывно.

Г.Панфилов. Начало.
Великолепная Инна Чурикова, простая рабочая, так точно играющая Жанну Д'Арк. История о том, что такое верность и предательство, сила и трусость.

М.Хуциев. Застава Ильича aka Мне 20 лет
Этот фильм я люблю на коленях, и подпишусь под всем, написанным два года назад, снова. Не знаю, снимали ли что-либо о Москве и 20ти-летних 1960х годов лучше, чем этот фильм. Несмотря на странности, неувязки, красивую жизнь. Но как, как точно и сильно это сделано, и как красиво, и как густо текст кадр заполнен мелочами - приметами времени.

советское послевоенное кино в разнобой - что я бы советовала смотреть.
П.Тодоровский Военно-полевой роман. @ Лишние, смешные люди. Пронзительно и прекрасно.
Г.Данелия Я шагаю по Москве. Хуциев-лайт. Был бы абсолютно прекрасным, если не знать про "Мне 20 лет". А Михалков противненький уже в молодости.
В.Смирнов Белорусский вокзал. Ты-то с детства привык, что ветераны - это седые, очень, очень старые люди. Которым тогда было 17. Что войну воевали те, кому было 17. Потом уже понимаешь, что и те, кому 30, и 40, просто они не дожили. Герои этого фильма воевали в свои 17-25, а сейчас им за 40, и надо жить повседневную жизнь на общих основаниях, в стране, где таких, прошедших через войну, половина (но и не больше).
А.Сокуров. Одинокий голос человека.. Платонов, да.
Г. Абуладзе. Покаяние.. Манифест перестройки, яркие цвета, три вагона символов.


Россия
П. Лунгин Остров.
Продолжение «Восхождения» Шепитько. Помню, что было хорошо.

А. Попогребский Как я провел этим летом
Это действительно хорошо. И история (откуда ж ты такой идиот?! А не редко ли мы сами начинаем бояться на, на самом деле, пустом месте, и калечим жизнь другим и себе?), и операторская работа, и потрясающие виды Арктики.

А.Звягинцев.
Я его по-прежнему нежно люблю. По прошествии полутра лет мне даже кажется, что Елену я люблю больше всего. (Может быть, потому что она очевиднее и жестче их всех). В общем,
Елена
Изгнание
Возвращение

Квартет И - весь целиком. @. Я говорила и повторю, что это Гайдай сегодняшних дней и это одно из немного, что останется.
И я никогда не забуду, как, когда вышел "О чем говорят мужчины", я смотрела и обсуждала его сначала со своими друзьями-парнями, потом с лучшими подругами, а потом ученики, которым в ту пору было 12, три занятия подряд взахлеб пересказывали мне фильм. И всем это было интересно и было смешно. Несмотря на разницу в возрасте, взглядах и гендерной специфике.


Италия.
Вообще-то ничего чрезвычайно нового за эти два года я вам не скажу.

М. Антониони.
Я его люблю, обожаю и боготворю. Точка. И, факт биографии - "крещением" в "другое кино" для меня был просмотр "Приключения".

@Приключение.
Я много лет говорила, что его надо смотреть хотя бы ради катарсиса последнего кадра, все эти 120 минут. В прошедшие два года пересмотрела. Боги мои, но как это точно и тонко в каждую минуту, сколько там сказано за эти два часа, и как на одном дыхании это смотрится.

Подруги @. Ранний Антониони, невероятно говорливый, но уже Антониони. Эмбрион Приключения. Просто очень хорошо.
Из остального больше всего, пожалуй, люблю Крик и @ Профессия: репортер
Меньше всего - Над облаками. А , хотя еще Идентификация женщины. Либо я ее смотрела в неправильное время, что тоже возможно.
А смотреть - всë.

Ф.Феллини.
Неподражаемая Джульетта Мазина - Чаплин в юбке - в Дороге и Ночах Кабирии. Неореализм еще молод, свеж, неподдельно искреннен и очень близок к народу.
Про более позднего Феллини-Феллини я, с вашего позволения, в этот раз промолчу, п.ч. за 7 лет забыла напрочь (да и было бы что там забывать).

В.де Сика Похитители велосипедов.
Классика неореализма, еще не оторвавшегося от народа, опять же.

Л.Висконти
Смерть в Венеции. Томас Манн, Малер.

М.Феррери Диллинджер мертв.
Эстетика в чистом виде, при этом захватывает - не оторваться. Уникальный фильм.
@ История обыкновенного безумия.
Я не знаю, как он это сделал. Но это пронзительно и гениально. Леонард Коэн поет примерно о том же, и примерно столь же глубоко.
Большая жратва @ По сравнению с вышеупомятнутыми смотреть скорее для общего развития. Впрочем, там Мастрояни.

Ф.Дзеффирелли. Ромео и Джульетта.
Гениальная музыка Нино Ротта и прекрасно снятая классическая постановка.

В.Дзурлуни
@Татарская пустыня. Стоит посмотреть. Но в куда большей степени это стоит читать.

Лилиана Кавани Ночной портье.

Э.Скола Бал.
Я буду говорить об этом фильме из года в год, пока его не посмотрит вся ф-лента. И не факт, что после этого перестану. Актерский фильм-танец (не балет! но почти немой). Франция, Париж, кабачок, шестьдесят лет, с 1920х по 1980е. Очень смешно, очень пронзительно, а еще там один из лучших "каверов" на битловскую Мишель.
На этом мы логично переходим к разделу


Франция.

С восприятием французского искусства у меня по-прежнему сложности, но, кажется, я начинаю хотя бы чувствовать, в какую сторону ветер дует и куда держать нос.
На самом деле, французское искусство, все в целом оставляет ощущение какой-то окргулости, замкнутости на себе, некоторой поверхностности. То есть у вас есть прекрасная форма, отточенная, изощренная, или наоборот простая, но всегда совершенная (это говорит, в том числе, о сдержанности. Никакого пережимания, перегиба, кричащих красок). У вас есть красота, внутренняя гармоничность, непременно легкость, может быть даже в форме нарочитой несерьезности, почти всегда искрометность, живость; при необходимости - сарказм и горечь, или напротив, добродушие и улыбка; боги, я который год пытаюсь описать, но безуспешно. Если вы хорошо представляете местное солнце, или каштаны, или ощущение французского языка на языке, то поймете.

Легкость, законченность и небольшая отстраненность. Возможно, так. Максимально антонимично к тому, что мы привыкли видеть, слышать и читать в нашем искусстве или в относительно родственных (немцы).

@ Ренуар
Великая иллюзия. @. Список Бельгийской синематеки. Немецкий лагерь для военнопленных в 1 мировой войне.
на самом деле, я помню, что это превосходно, что это кинематограф-кинематограф, но почему-то сейчас в голове моей "Великая иллюзия", "Правила игры" и "Жюль и Джим" смешались в нечто целое, и разделяются обратно лишь при некотором умственном напряжении. Впрочем, вряд ли удивительно, во всяком случае Трюффо очень любил Ренуара и в определенном смысле ориентировался на него до конца жизни.

А Правила игры, конечно, смотреть непременно. Особенно насладившись самим Ренуаром в роли Октава. (а еще должно быть интересно посмотреть сразу вслед за ним Госфорд парк и сравнить).

Ж-П Годар.
Параграф малоинформативен, потому что смотрела я его давно (хотя, 2-4 года не так уж много) и, главное, помню не четко.
На последнем дыхании. Начало "Новой волны", я боюсь думать, сколько раз, кто и где цитировал и аллюзировал на этот фильм. Хотя мне сейчас больше всего помнится, как на 3м курсе мы всей группой 7 раз подряд смотрели эпизод в 30 секунд, прежде чем разобрать, что Джин Сиберг говорит "Il est beau, ton cendrier" (у тебя красивая пепельница).
@Алфавиль. Антиутопия и фантастика. Визуально очень красиво. Отталкивается от Мерополиса (боги, я ничего-ничего не помню).
Я точно помню, что смотрела Страсть (хотя тетрадь следов таких не имеет), и что либо мне не повезло, либо формализм

Ф.Трюффо.
Опять же, я черти сколько времени не смотрела Годара, и то черти сколько времени назад смотрело мало, и, возможно, нижеследующее соображение со временем изменится. Но.
Мне кажется, что Годар - это все мозг. Интеллектуализм, кинематографическое бунтарство, некоторое высокомерие, отвлеченность. Кино ради кино, ради его языка, кино от головы.
Трюффо же очень человечен. Он принимает людей и изображает их такими, какие они есть. Да, выбирая неожиданные характеры, ставя в небанальные положения, но - он безусловно любит людей. И рассказывает истории про людей. Причем не будучи "страшно далек от народа". (интересно, когда я все-таки возьму себя в руки и напишу compte-rendu на сборник его интервью?)

Я по-прежнему не жалую 451 по Фаренгейту (возможно, когда-нибудь пересмотрю) и Соседку (которая оставила впечатление обычного проходного фильма для массовой аудитории). @400 ударов не то, чтобы помню очень хорошо, но это классика, самое начало Новой волны.

Что действительно надо смотреть Трюффо непременно и наслаждаться, так это:
Жюль и Джим. Любовь втроем (почти зеркален будет сюжет фильма "Две англичанки и континент" по роману того же автора) на фоне истории, чудесная стилизация под старое кино, в частности под Ренуара. Ну и просто добрый, смешной и грустный фильм.
Стреляйте в пианиста Шарль Азнавур в роли удачливого-неудачливого пианиста. Я не знаю, оказал ли этот фильм влияние на Вуди Аллена (особенно в Зелиге), но не удивлюсь, если.
Американская ночь. Признание в любви к важнейшему из искусств. Очень теплый, светлый, одновременно смешной и немного грустный фильм. Снять который мог только человек, абсолютно искренне и беззаветно любящий кино.
Две англичанки и континент. Классический аморальный роман: две по-разному долбанутые на голову барышни, самовлюбленный и чуть робкий молодой человек, который никак не может выбрать между двумя. Радующие глаз краски, интерьеры, костюмы, идеальный профиль и сверлящий взгляд Жан-Поля Лео.

Традиционно в это списке рекомендуются к просмотру:
Р.Клеман Запрещенные игры
А.Рене. Хиросима, любовь моя.
Роже Вадим И Бог создал женщину
а так же
Клод Лелуш Мужчина и женщина @

Ф. Озон.
Что касается творчества Франсуа Озона, то сейчас мне начинает казаться, что это весьма качественно, очень по-французски, и, что собственно было известно, часто ироническая пародия устоявшихся киноформ (особенно заметно в Крысятнике и 8 женщин).
@ Капли дождя на раскаленных скалах.
@ 5*2.


Испания.

Забавно, но у товарища Бунюэля я теперь отмечу как раз-таки очень французскую Дневную красавицу и, еще более внезапно, "Этот смутный объект желания".
А "Назарина" хоть убей не помню.

удивительно, но кроме Дурного воспитания, так я ничего больше у Альмодовара посмотреть не удосужилась.

Ну и Саллес, Дневники мотоциклиста, выкидывать не будем. Че Гевара, Америка Латина, все дела.


Польша
С поляками все практически без изменений.

Нежнее всего я как любила, так и люблю Поезд Ежи Кавалеровича. По-прежнему считаю, что Пианиста Романа Полански надо смотреть в обязательном порядке, равно как, из тех же соображений, Катынь Вайды.
Из Вайды еще Пепел и алмаз и Все на продажу (тоже фильм о кино, но, в отличие от Трюффо, если это и признание в любви, то какое-то очень горькое. Кино у Вайды разрушает и поглощает жизнь, тогда как у Трюффо оно - естественное выражение жизни).

Три цвета страсти Кесьлевского - почему бы нет, дилогия К.Занусси. Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем и Дополнение плохому не научат.

М.Форман.
@ Пролетая над гнездом кукушки. разумеется хорош, и Николсон гениален, но оригинал Кена Кизи всего равно в тридцать раз лучше.

Югославия
Здесь без изменений совсем.
КустурицаЖизнь как чудо, Папа в командировке, Помнишь ли ты Долли Белл?. Люблю.


Германия.

Р. Вене. Кабинет доктора Калигари. 1928. Список Бельгийской синематеки. Экспрессионизм. Немой. Шедевр.

Мурнау @ Последний человек. Список Бельгийской синематеки. Реализм. Немой (о чем забываешь через 10 минут). Шедевр.

Вим Вендерс.
Вы знаете, я очень люблю Вима.
Повторившись про Ложное движение, @ Лиссабонскую историю, @ Отель Миллион долларов, Алиса в городах, Американского друга, Небо над Берлином и Париж, Техас , я хочу особенно отметить фильм Пина памяти хореографа Пины Бауш.

Возможно, однажды я пересмотрю Брандмауэровского Марио и волшебника и перестану включать его в этот список. А может быть нет.

Том Тыквер
ок, Беги, Лола, беги я сподобилась посмотреть в этом году. Один раз посмотреть стоит. Но почему тут до сих пор не было Принцессы и воина?

Австрия (хотя по актерам, так скорее Франция).
Михаэль Ханеке
Мое личное открытие прошлого года.
Пианистка. Ох, как это жестко и точно. Ох уж эти дочки-матери. Я, правда, до конца не понимаю, почему молодой человек продолжает сходить с ума по героине Юппер. Но срыв логичен и... нечего в нем осуждать.
Любовь @. Очень хорошо. И нет, как ни странно, не страшно. В этом финале, где может показаться зло, отчаяние, жестокость - там на самом деле любовь и только. И в поступке дочери в самом финале (приложите к первым кадрам) - тоже.


Северная Европа

Ингмар Бергман.
Вы знаете, что я его люблю и считаю, что он не снимал плохого.

Седьмая печать.
@ Девичий источник
@ Фанни и Александр.
Шепоты и крики
@ Улыбки летней ночи
Сарабанда
Персона
@ Земляничная поляна
Отдельно - Осенняя соната. Дочки-матери. Гениально точно. И роскошная Ингрид Бергман (наверное, лучшая ее роль в кино).

Ларс фон Триер
@, @ Догвиль. Кинематографическое чудо. И философско-образная вешка.
@ Рассекая волны.
@ Танцующая в темноте.
@ Европа.

Что касается Антихриста, то я не вполне понимаю, что с ним делать. Пролог и эпилог безумно, невероятно красивы. Фильм - безумие.


Америка

Ч.Чаплин.
@ Вообще говоря, надо пересмотреть комедии более сознательным взглядом.
«Месье Верду» по-прежнему в числе очень дорогих для меня фильмов.

Вуди Ален.
Вудичку я люблю весьма нежно, хотя отнюдь не так страстно, как, например, verundel. Больше всего, конечно,
@ Интерьеры (ох уж эти дочки-матери и полубезумные жены, как точно) и
Матч Пойнт, ленты из жизни Нью-Йоркской интеллигенции @ Манхеттен и @ Энни Холл.
Полночь в Париже @ не шедевр, но хороша. Если вы были влюблены в эту эпоху или играли в детстве в переносы во времени - подарите себе полтора часа счастья.

Стенли Кубрик
@ С широко закрытыми глазами.
@Сияние.

Джим Джармуш. По-прежнему рекомендую всего.
@ Кофе и сигареты
@ Сломанные цветы
@ Мертвец
@ Пес-призрак: путь самурая
@ Ночь на земле

Гас ван Сент @ Слон.

Д.Линч
@Синий бархат
@Твин Пикс: огонь, иди со мной

Финчер @Бойцовский клуб.

К.Тарантино @ Криминальное чтиво. (я смотрела только одного Тарантино?!)

Традиционно День сурка, Запах женщины и Кабаре. Нетерпимость я, пожалуй, перестану вам советовать, кто захочет, посмотрит.

На этом месте я начинаю бегать кругами, схватившись за голову: как, прости Господи, с 2008 года из столпов и классиков американского кино здесь засветился только Чаплин? Что, простите, делают тут прохвосты, начиная с Джармуша, в этом гордом одиночестве?!?!? Короче: смотреть надо сначала классику. А уже потом современность.
Орсон Уэллс. Гражданин Кейн, Леди из Шанхая
Альфред Хичкок. Психо.
Эти два товарища - Гольбейн-мл. и Рембрандт от кинематографа. Абсолютные мастера. Лучше их ты не сделаешь. Старых мастеров невозможно превзойти. Ты можешь сделать только по-другому.
Смотреть дальше. Позор на мою голову.

Кертиц Касабланка. Непосредственно после просмотра казалось, что полная фигня. Ингрид Бергман там, впрочем, действительно никакая. Но почему-то по прошествии времени помнишь. И Клод Рейнс в роли капитана Рене восхитителен. Собственно, его дуэт с Богартом фильм и вытягивает.
Примерно то же самое можно сказать про нуар Штернберга Шанхайский экспресс с Марлен Дитрих. После просмотра - ну ерунда-ерундой, содержание с претензией, но без прорывов. По прошествии времени понимаешь, что визуально это сделано прекрасно. (Хотя Уэллс.... ох).


Великобритания

Как ни странно, английское кино стабильно проходит где-то мимо и не задерживаясь. Между тем по отношению как минимум к Love actually это несправедливо.
Из австралийцев по-прежнему нельзя обойти молчанием Пианино Дж.Кемпион


Азия

А.Куросава. @ Расемон. Шедевр.

Ким Ки Дук
@ Весна, лето, осень, зима и снова весна ок, но Остров - это уже восточный (?) садизм.

Такеши Китано @ Куклы. Тоже прибабахнуто и с психологическим садизмом, но красиво.

Вонг Кар Вай. Люблю его. Можете называть сентиментальным или каким угодно.
Любовное настроение., @ 2046, Чунгинский экспресс, Мои черничные ночи.
Он склонен к самоцитирование, помните.

Х.Миядзаки прекрасен-прекрасен-прекрасен, и смотреть его можно смело подряд. Счастье.

кино

Previous post Next post
Up