Mar 25, 2012 07:38
Публичная переписка Дмитрия Муратова и Сергея Удальцова
Дмитрий Муратов
Уважаемый Сергей!
Вы человек прямой, очевидно ответственный, и я надеюсь получить исчерпывающий ответ на вопрос, которым завершу это письмо, предназначенное для публичной дискуссии.
На последнем митинге Вы заявили: «Соберем миллион человек и уже не уйдем, пока не возьмем власть. Терпеть, как тебя имеют, я лично не буду». То есть Вы предложили людям повестку дня с главным пунктом - восстание.
Мне кажется, Вы лично исторически будете ответственны за провал идеи мирного масштабного движения. Вы хотите конвертировать веселый гражданский неумолимый протест в русский бунт, из которого «нет исхода десятилетиями» (Огарев).
Вы, Сергей, распоряжаетесь людьми, пришедшими на Болотную, но это не Ваш актив.
Я считаю, Вы вслед за Путиным призвали людей умирать: Путин - почему-то под Москвой, Вы - под стенами Кремля. Этими усилиями (Вашими в первую очередь, потому что Вы глубокий и бескорыстный человек) Вы превратите массовое движение, которое могло создать свои институты, свой постоянно действующий «Дом выборов», наращивать свое присутствие в городах, создавать, не откладывая, свое телевидение, свои сети, своих наблюдателей, свой «круглый стол» с мощной переговорной позицией, свою ситуативную комнату, свое теневое правительство, проводить референдумы, проектировать свою новую страну, -
Вы превратите эту возможность в очередную «Стратегию-31», где будет чахнуть над своим авторством в несгибаемом одиночестве новый Лимонов.
Вы уже начали это делать: на Пушкинской среди выступающих (плюс к националистам) по Вашей, говорят, воле, появился С. Бабурин - мы хорошо помним его и Хасбулатова с Макашовым призывы к погромам в октябре 1993 года. Гибель десятков людей. Бабурин - жив. И Вы дали ему трибуну. По-вашему, Болотная и Сахарова в тревоге не спали ночей, ожидая г-на Бабурина? Может, за него голосовали сети? Где? Кто пускает их на трибуну, давая гигантскую аудиторию? Повторю: Вы начали распоряжаться чужими активами.
Там же, на Пушкинской, Вы остались, пригласив добровольцев подождать зачем-то Зюганова. Дорогой Сергей, Зюгановы в это время года в фонтанах не водятся.
Вас остался по-дружески поддержать Алексей Навальный. Я его понимаю. Он не мог оставить товарища в опасности. Вы знаете, Навальный безусловно и по праву пользуется высоким доверием и уважением городского сословия России. Но это сословие готово к мирному протесту. А Вы толкнули его против ОМОНа и создали ложный выбор: между молотом и Навальным.
Для Вас важно сбросить эту лживую власть. Для Болотной - важно еще, и какими методами. «Мы не хотим крови» - разве Вы не слышали этих заклинаний людей с белыми ленточками, многие из которых с детьми идут возвращать свое достоинство?
И именно они своей прогрессивностью, брезгливостью, талантом, своим смехом, несомненно, добились за три коротких месяца выдающихся изменений в общественной атмосфере страны.
Кровь и насилие закроют все возможности реформ в России.
Хватит призывать к смерти - в России надо жить.
Теперь, после изложения позиции, вопрос, Сергей.
В этом году - 200 лет Герцену. Он, конечно, не Бабурин, но тоже мыслитель. Главный вопрос Герцена: реформы в России делать «пером или топором»?
Герцен дал ответ: пером.
То есть - мирным путем.
Какой ответ дадите Вы, Сергей?
Сергей Удальцов
Дмитрий, мой ответ будет простым.
Меня не устраивает самозванец в Кремле, поэтому 6 мая я буду призывать всех честных граждан выйти на МАРШ МИЛЛИОНОВ и не расходиться, пока не будут даны гарантии выполнения требований кампании «За честные выборы».
Не для того мы все выходили в течение 3 месяцев на площадь, чтобы затем тихо разойтись по домам, будучи вновь оплеванными и обманутыми. Или вы считаете выборы 4 марта честными?
Если вы усматриваете в этом призыв «к топору», то, по-моему, вы ошибаетесь. Это сугубо мирный ненасильственный протест.
Сейчас очень важно провести максимальную мобилизацию, а не расхолаживать людей ненужными сомнениями. Надеюсь на ваше понимание.