Пелевин. Бэтман Аполло.

Apr 23, 2013 18:59

Я рукоплескаю.
"Протест - это бесплатный гламур для бедных"


- У китайских даосов, - сказал он, - была близкая мысль, я ее своими словами перескажу. Борясь за сердца и умы, работники дискурса постоянно требуют от человека отвечать «да» или «нет». Все мышление человека должно, как электрический ток, протекать между этими двумя полюсами. Но в реальности возможных ответов всегда три - «да», «нет» и «пошел ты нахуй». Когда это начинает понимать слишком много людей, это и означает, что в черепах появился люфт. В нашей культуре он достиг критических значений. Надобно сильно его уменьшить.
  Энлиль Маратович благосклонно улыбнулся Калдавашкину.
  - Вот теперь сформулировал. Можешь, когда хочешь… Продолжай.
  - В нормальном обществе возможность ответа номер три заблокирована так же надежно, как третий глаз. А у нас… Все стало необязательным. В результате роль гламура идискурса делается понемногу заметна. Мало того, они начинают восприниматься как нечто принудительно навязанное человеку…
  - Ну и что? - спросил Энлиль Маратович. - В конце концов, так оно и обстоит. Пусть муссируют.
  - Разумеется, - поклонился Калдавашкин. - Но такое положение не может сохраняться долго. Если магическая ограда становится видна, она больше не магическая. То есть ее больше нет - и бесполезно делать ее на метр выше. Нам нужно вывести гламур и дискурс из зоны осмеяния…
  Энлиль Маратович вдумчиво кивнул.
  - Чтобы дискурс и гламур эффективно выполняли свою функцию, человек ни в коем случае не должен смотреть на них критически, тем более анализировать их природу. Наоборот, он как огня должен бояться своего возможного несоответствия последней прошивке.
  Он должен сосредоточенно совершенствоваться в обеих дисциплинах, изо всех сил стараясь не оступиться. Это стремление должно жить в самом центре его существа. Именно от успеха на данном поприще и должна зависеть самооценка человека. И его социальные перспективы.
  - Согласен, - сказал Энлиль Маратович. - Внесите в гламур и дискурс требуемые изменения. Не мне вас учить.
  - Сегодня мы уже не можем решить эту проблему простой корректировкой. Мы не можем трансформировать гламур и дискурс изнутри.
  - Почему?
  - Как раз из-за этого самого люфта. Нужно сперва его убрать. Взнуздать людям мозги. Любым самым примитивным образом. Показать им какую-нибудь тряпку на швабре и потребовать определиться по ее поводу. Жестко и однозначно. И чтоб никто не вспомнил про третий вариант ответа.
  Энлиль Маратович некоторое время думал.
  - Да, - сказал он. - Тут есть зерно. Но как этого добиться?
  - Нужно временно добавить к гламуру и дискурсу третью силу. Третью точку опоры.
  - Что это за третья сила? - подозрительно спросил Энлиль Маратович.
  - Протест, - звучно сказал Самарцев.
  - Да, - повторил Калдавашкин, - протест.
  - Нам нужен шестьдесят восьмой год, - шепнул Щепкин-Куперник.
  - Шестьдесят восьмой - лайт, - добавил Самарцев.
  Лицо Энлиля Маратовича покраснело.
  - Вы что, хотите, чтобы я танки ввел?
  - Наоборот, - поднял палец Самарцев. - Студентов.
  - Но зачем? Собираетесь устроить хаос?
  - Энлиль Маратович, - сказал Самрацев, - мы не выходим за рамки мирового опыта. Все идеологии современного мира стремятся занять такое
место, где их нельзя подвергнуть анализу и осмеянию. Методов существует довольно много - оскорбление чувств, предъявление праха, протест, благотворительность и так далее. Но в нашей ситуации начать целесообразно именно с протеста.
Калдавашкин деликатно кашлянул, привлекая к себе внимание.
- Кто-то, помнится, сказал, - промолвил он, жмурясь, - что моральное негодование - это техника, с помощью которой можно наполнить любого идиота чувством собственного достоинства. Именно к этому мы и должны стремиться.
- Вот-вот, - отозвался Самарцев. - Сегодня всякий готов смеяться над гламуром и дискурсом. Но никто не посмеет смеяться над благородным негодованием по поводу несправедливости и гнета, запасы которых в нашей стране неисчерпаемы. Гражданский протест - это технология, которая позволит поднять гламур и дискурс на недосягаемую нравственную высоту. Мало того, она поможет нам наделить любого экранного дрочилу чувством бесконечной моральной правоты. Это сразу уберет в черепных коробках весь люфт. А вслед за этим мы перезапустим святыни для остальных социальных страт. Чтобы везде горело по лампадке. Мы даже не будем чинить ограду. Публика все сделает сама. Не только починит, но и покрасит. А потом еще и разрисует. И сама набьет себе за это морду…
Энлиль Маратович поскреб пальцем подбородок.
- Давайте по порядку. Что думает гламур?
Щепкин-Куперник шаркнул ножкой.
- Полностью согласен с прозвучавшим. Начинать надо с протеста - и вовлекать в него бомонд. Это позволит мобилизовать широкие слои городской бедноты.
- Каким образом? - спросил Энлиль Маратович.
Щепкин-Куперник сделал шажок вперед.
- Участие гламурного элемента, светских обозревателей и поп-звезд одновременно с доброжелательным вниманием СМИ превратит протест в разновидность conspicuous consumption[14].Протест - это бесплатный гламур для бедных. Беднейшие слои населения демократично встречаются с богатейшими для совместного потребления борьбы за правое дело. Причем встреча в физическом пространстве сегодня уже не нужна. Слиться в одном порыве с богатыми и знаменитыми можно в Интернете. Управляемая гламурная революция - это такое же многообещающее направление, как ядерный синтез…
- Не говори красиво, - сказал Энлиль Маратович. - Что значит - гламурная революция? Ее что, делают гламурные бляди?
- Нет. Сама революция становится гламуром. И гламурные бляди понимают, что если они хотят и дальше оставаться гламурными, им надо срочно стать революционными. А иначе они за секунду станут просто смешными.
- Ничего радикально нового здесь нет, - пробасил Самарцев. - Только хорошо забытое старое. Во время Первой мировой светские дамы ездили в госпиталь выносить за ранеными крестьянами утки. И наполняли себя благородным достоинством, вышивая кисеты для фронтовых солдат.
- Но тогда в этом не было элементов реалити-шоу, - сказал Калдавашкин. - А нам нужно именно непрерывное реалити-шоу, блещущее всеми огнями гламура и дискурса - но не в студии, а на тех самых улицах, где ходят зрители. Которое позволит наконец участвовать в реалити-шоу всем тем, кто искренне презирает этот жанр.
- Это будет реалити-шоу, - сказал Самарцев, - которое никто даже не посмеет так назвать. Потому что оно обнимет всю реальность, которую мы будем правильным образом показывать ей самой, используя зрителя не как конечного адресата, а просто как гигиеническую прокладку. И как только зритель почувствует, что он не адресат, а просто сливное отверстие, как только он поймет свое настоящее место, он и думать забудет, что кто-то пытается его обмануть. Тем более что ему будут не только предъявлятьактуальные тренды, но и совершенно реально бить по зубам…
- И по яйцам? - строго спросил Энлиль Маратович.
- И по яйцам тоже, - сказал Самарцев. - Обязательно.
Previous post Next post
Up