Как я посоциализировалась на выставке в субботу , или Из любви к искусству

Jun 21, 2010 13:37

Сегодня все с утра такие позитивные, сразу видно, что хорошо отдохнули. Я же провела выходные странно. Первую половину субботы - интересно, и потом, видимо, это вычерпало весь позитив из моих выходных разом.
В общем, я посетила Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, на Кропоткинской, а именно выставку "От Рафаэля до Гойи", и заодно регулярные экспозиции французских художников, и заодно глянула на слепки и копии античных статуй, и на рисунки Жоана Миро (Испания, 20 век).


На рисунки Жоана Миро смотреть не надо - вы можете сами нарисовать такие же или даже лучше. Это все умеют, главное, творческая смелость, и на любые замечания отвечайте гордо: " Я так вижу". Берёте лист бумаги, чёрный мелок, и несколько цветных мелков, рисуете каракули-маракули. Если не знаете как - посмотрите книжки по воспитанию маленьких детей, в зависимости от возраста, дети рисуют или круги, или почеркушки, особенно хорошо им удаются паспорта их родителей, вследствие которых оные становятся немедленно недействительными. Жоан Миро был взрослый дяденька, поживший на белом свете, а именно на территории Балеарских островов, любил больше всех Майорку (а кто не любил бы на его месте), и упражнялся в детской непосредственности целыми циклами, один из которых и назвал в честь любимого острова.

Выставка "От Рафаэля до Гойи" определённо заслуживает пристального внимания эстетов.
Самый главный шедевр выставки - Портрет юноши кисти Рафаэля. Доложу я вам, ни одна репродукция не способна этого передать. Сей портрет напоминает лик, икону, с той разницей, что изображён там не святой, а обыкновенный человек, но сама работа такова, что ею не просто любоваться, а пасть на колени и молиться на неё, как на отблеск рая, отблеск запредельной силы искусства. Любые слова бледны, как распоследняя моль, и не способны передать сотой доли восхищения, которое вызывает этот небольшой, в общем-то, холст.

Другой шедевр - "Кающаяся Магдалина" Эль Греко, на полстены. Картина, мимо которой тоже пройти невозможно. Но если перед Рафаэлем хочется пасть со слезами восторга на глазах, то картина Эль Греко не восхищает волшебством, она самое мощное по воздействию полотно выставки. Так, словно Эль Греко посредством холста через века незримой рукой хватает каждого зрителя за шкирку, бухает его на колени и замогильным голосом внушает:"Покайся, грешник!"
Тут сразу понимаешь, что Магдалина просто святая по сравнению с тобой, по крайней мере на 2000 лет больше
грехопадения, чем у Магдалины, так что вариантов нет - надо срочно каяться. Поэтому мне лично захотелось поскорее от этого полотна отойти, слишком мощно.
И в музее не место для покаяний, хотя было минутное неприятное событие: когда некая психически неуравновешенная женщина набросилась на фотографа с фотоаппаратом, у которого был большой объектив, с криками: "Убери отсюда пушку! Убери от меня пушку!" И такие люди нарушают благоговейную атмосферу храма искусства.

Так, к вопросу о благоговейности прекрасна картина Мурильо "Святое семейство с младенцем Иоанном-крестителем". Иосиф что-то отмеряет на станке, Мария шьёт, светленький младенец воздел очи к небу, а тёмненький младенец мастерит крестик, и так мирно, так позитивно, это одно из тех полотен, на которые всегда приятно взглянуть снова.

Отличная картина "Благовещение", не помню художника. Ангел, Мария и белый цветок. Прекрасны, очень объёмны, так странно - они как будто выступают из границ полотна, как будто не плоские фигуры, а вот-вот и оживут, при том, что написаны отнюдь не фотографично.

Множество портретов давно умерших людей, вельмож, чьих-то возлюбленных, чьих-то друзей, но они в целом производят удручающее впечатление мертвецов, выглядывающих из склепа, словно бы пора бы им и уйти на тот свет и успокоиться, но некая связь с их портретами держит их ещё на бренной земле, и многих держит по 400 лет, так что нет им покоя. Удручающее впечатление.

Саломея с головой Иоанна Крестителя на блюде, Юдифь с головой Олоферна - пугают натуралистичностью. И непременно кровища, и непременно шейный срез с кровищей и торчащими жилами. Не могу поручиться за достоверность, потому как осознала, что никогда в жизни не видела настоящего шейного среза человека. Да и не хотела бы увидеть. Зачем этот натурализм? Что за любовь к изображению ран, увечий и страданий? Сие неведомо.

Что можно отметить - спор, является ли портрет Спящей девушки портретом девушки? В пользу девушки говорят заколочки и бантики на её волосах, а также пухленькие ручки. В пользу юноши - густые мощные брови... и даже не столько брови, сколько сильно выраженные набровные дуги, и сизость под носом и внизу щёк. Это можно объяснить и падением света свечи. На мой взгляд, неэтично изображать спящих людей, даже я бы сказала, неэтично за ними подглядывать. Вуайеризм какой-то получается. Вкупе с тем, что портрет являет собой скорее юношу, переодетого в женское платье, и видимо, я не одна, кто задался таким вопросом, всё это, скорее всего, и привело к тому, что автор сего портрета пожелал остаться неизвестным. Написал портрет, может быть, для своего удовольствия, а в лихую годину пришлось продать, анонимно. И правильно, в сущности, чтобы не позориться.

Заслуживает внимания Тициан с портретом дочери, Веласкес с крестьянами под стеклом, Райский сад с грехопадением человека Брейгеля (не помню, который из них, Ян Брейгель Старший, вроде так) с мастерски выписанными попугаями, затмевающими собой людей на среднем плане картины, Портрет юноши Дюрера...

Воплощение сексуальной фантазии художника (не помню, кто) - Прикованная Андромеда. Обнажённая Андромеда, прикованная к скале, отвела голову в сторону, полузакрыла глазки, ибо готовится к смерти от лап морского чудища, в тот момент её и запечатлел живописец. Но тут мимо, как гласит предание, на её счастье, скакал Персей, и увидев деву, немедленно её освободил от цепей и от неминуемой смерти, и женился на ней. А кто бы не освободил, кто бы не женился? Наверное, с таким расчётом её туда раздетой и поставили. А что, тоже способ. Рискованный, правда, но риски невелики - если на девушке никто не женится, её поест чудовище, тоже опять же, родственникам одни прибытки.
Также эротическую фантазию группового секса воплощает картина "Вакханалия или Золотой век". Создаётся впечатление, что художники Возрождения в общей массе своей были либо очень порочны, либо очень богобоязненны.
А гении стоят совершенно особняком, над ними, к ним никакие определения не применимы.

О французах из постоянных фондов музея я расскажу коротко.
В детстве у меня был набор открыток как раз этой тематики. Так что я "Натюрморт с атрибутами искусств", "Обман слепца", "Геркулес и Омфала" узнавала издалека, и была рада этому.
Геркулес на репродукции не производил никакого впечатления, в то время как в реальности, на картине, он так прекрасен! Настоящий мужик, тут не может быть двух мнений. Так и представила себе, что это та картина, которую бы одинокая женщина в возрасте повесила в своей спальне. Эротическая фантазия. Как он сгрёб Омфалу, как они там целуются!! Уж конечно, никакая Омфала не смогла бы устоять перед таким Геркулесом! Прекрасная картина.
Восторги публики также снискали два натюрморта с капустой. Один являет собой набор для рагу из белокочанной капусты, цветной капусты, репы, редьки, пучка моркови. Второй являет собой почти то же самое с той разницей, что вместо моркови - рыжая морская свинка. Публика в лице двух интеллигентных дам при мне восхищалась капустой.
Оно и правильно - кому нужны эти святые, эти давно умершие вельможи, эти античные герои, когда вот оно, простое и понятное, искусство, которое максимально близко к народу. Такие натюрморты могут украсить любой "Елисеевский" универмаг, что им делать в высоком собрании, я не могу ответить. Но людям, наверное, нравится, они как глоток чистой родниковой воды среди всякой зауми, крови, нимбов, вакханалий и бокалов вина, в которых отблески вина переданы какой-нибудь эдакой золотой краской.

Из примечательного что ещё. Внезапно увидела двойника Кс.Собчак, образца какой она была 2 года назад, в Ив-Сен Лорановских очках. Решила, что это не она. Я вздрогнула, её завидя, и она вздрогнула, когда я вздрогнула, ну я решила, что это точно не она, потому как у девушки был совсем другой нос, длинноватый по сравнению с тем, как он мне запомнился из фото и видео. Понимаете ли, поневоле вздрогнешь, завидя такое сходство, и хорошо, что она повернулась боком. Девушка выглядела хорошо, и хорошо была одета, со вкусом, с претензией.
В основном же народ выглядел демократично, в джинсах, мокасинах и растянутых летних майках.
Я поняла так, что наряжаться на выставку ради встречи с прекрасным, хоть туда сам Рафаэль лично придёт, сейчас не принято.

В остальном мои выходные пошли уже к закату, в воскресенье я реально свалилась в плохое настроение, которое еле удалось поднять к вечеру воскресенья, ну а теперь вроде ничего, всё нормально.

Кстати, если прийти в половине одиннадцатого утра, то никакой очереди, свободно.
А когда мы вышли в начале 2-ого дня, то уже были огромные толпы, людей в музей запускали порциями и т.д., народ парился на солнцепёке, выглядел неоднозначно, стоял за борьбу с прекрасным, в общем, как-то всё уже не так было красиво. Собственно, кто рано встаёт. Но я не выспалась. Тут уже или одно, или другое. Может быть, выспись я как следует, и остальные выходные прошли бы совершенно иначе. Что ж, на что не пойдёшь из любви к искусству.

творчество, Москва, красивые люди, впечатления, личное

Previous post Next post
Up