Странное дело в метро. Едва я успела выпростать из рюкзака свой замечательный изгвазданный учебник по литературным манифестам, как ко мне сразу же приник мущщино. Он явно был литературовед и сквозь шум перегона сулился показать вживе фуизм и евфонизм.
Мне-то сдуру послышалось неприличное, и я предложение отвергла. Возможно, что и зря.
4. Футуризм. Вот уж эту школу я дыр, бул, щыл. Футуристы - они няшные. Хотя бы потому, что сколько не пой под ТТ «будущего нет, будущего нет», а оно есть всегда. Другой вопрос, где и на хуя.
Ф. в какой-то степени - это символизм наоборот. Символисты любили взять нечто обыденное и, раз-два, сравнить с чем-то отдаленным (от меха шубейки послать к горним вершинам, на которых на вершинах не факт еще, что лежит пушистый снег - возможно, известковые наросты, как в Памуккале), а футуристы шли от грохота станка к стуку сердца. На ф. хотелось бы мне разгуляться от души, но регламент! Сложность в том, что все эти кубо-, эго-, психофутуристы - кто в лес, кто по дрова. От адекватного «сблизить поэзный словарь с современным разговором» до странноватого «мир был трупностью, а благодаря нам становится психостью. Вы!.. Встаньте на колени и принесите жертву Великому Психу!»
Если коротко, то: выжили в худ. смысле только те футуристы, которые не убивали «рахитичных детей поэзии и разума - натурализм и символизм», а карабкались убогим на плечи.
По-моему, первым значимым футуристом был Пушкин)
5. Имажинизм. Имажинисты - они типа йуные мичуринцы. Всё норовили скрестить соловья с опарышем. То у них солнце, что твой мерин нассал, то память квохчет, как наседка. Вечный поиск новых образов (в отличие от футуристов, что искали новые слова/сочетания звуков). Имажинизм многое попятил у футуризма, с некоторыми реверансами в сторону рассудка. Например, признал таки необходимость содержания (с оговорочкой по Фрейду, что оно есть часть формы).
6. Экспрессионизм. Нет, не тот, что Мунк. Но кричать и впрямь хочется. Это нормально, это правильно, потому что экспрессионисты - они как сектанты в момент экстаза и тоже кричат.
Никаких особых стилевых черт тут я не приметила (быть сектантом может и баба Маша, и профессор Козлинский); надо только на все лады повторять «трансцендентность, трансцендентность» и… и побольше экспрессии)
Вопрос о фуизме пока остается открытым.