Что ж, фарс с названием «COVID-19 - грозная пандемия» продолжается и набирает обороты. Не буду говорить обо всех правовых коллизиях (если совсем откровенно - абсолютном юридическом абсурде) этого недо-полу-карантина. Не буду говорить о цифрах и статистике, все уже сказано, имеющий уши да услышит. Я хочу поговорить о том, что мы можем понять - каждый из нас - если мы приложим небольшое усилие и начнем видеть лес, а не деревья.
Манипуляция общественным сознанием. Вот о чем я, психиатр, хочу поговорить. Те или иные технологии манипуляции массами власти используют ежедневно, но такого напора я еще не видел. В истории, разумеется, мы можем найти примеры и гораздо более интенсивного применения этих технологий, но то - история, а мы - вот, здесь и сейчас. Итак, что же такое манипуляция общественным сознанием (далее - МОС)?
Все просто. Это система мер психологического воздействия на общество для изменения общественного мнения, восприятия, поведения и, таким образом, достижения манипулятором нужных ему целей. Вследствие МОС люди оценивают действительность и действуют так, как нужно манипулятору, при этом считая, что поступают они в соответствии со своими желаниями и мотивами. Существует масса литературы по этому вопросу, кому интересно - Google в помощь. Я ограничусь только кратким экскурсом в тему.
Ключевые условия МОС - обезличенность и скрытность. Вот что писал о скрытности МОС Герберт Шиллер (кстати, очень рекомендую к прочтению его «Манипуляторы сознанием» и «Массовые средства информации и культурное господство»): «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно.
Для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Обезличенность МОС достигается тем, что СМИ вовсю транслируют информацию от источников, проверить которые невозможно. Мы все уже два месяца являемся свидетелями такой трансляции («один доктор из Италии», «знакомая медсестра из Испании», троюродный брат друга тещи знакомого, работающий санитаром в Нью-Йорке», «у меня у самой 100500 друзей в Италии умерло!!!» и т.д.).
Собственно, даже сообщения вроде «я сама работаю в ОРИТ, за две недели умерло 100500 больных на ИВЛ - это трансляция такого же рода. Разумеется, никто не предоставит нам в распоряжение истории болезни или протоколы вскрытия этих умерших, посему проверить эту информацию невозможно. Примеров десятки - штабеля гробов на улицах (очень дорогих, кстати, гробов), растиражированные фото никому неизвестных людей с ссадинами от якобы масок и респираторов, видеоролики с очередью машин СМП, какие-то неподписанные и неизвестно где и кем сделанные фото КТ- и РГ-снимков с «легкими в труху» и так далее.
При этом информация из официальных источников - размытая, без конкретики, вся на вероятностном уровне. Так обеспечивается практически 100%-ная обезличенность МОС. МОС производится путем влияния на чувства и мышление людей. Определяющим фактором МОС является, по сути, не сама информация, а характер ее подачи. Посмотрите на любую ленту новостей и вам станет ясно, о чем речь.
Информация, зачастую заурядная и малозначимая, подается с высоким градусом тревожности, трагичностью или несоразмерным пафосом. «Еще 10 врачей заразились коронавирусом!!!», «Пятилетний ребенок заразился!!!», «Новые жертвы неизвестного вируса!!!». Методов очень много, я приведу лишь несколько тех, которые, на мой взгляд, актуальны на сегодняшний день.
1. «Свидетельство». Для усиления эффекта используются имена артистов, спортсменов и прочих знаменитостей. Помните, да? «Лещенко в Коммунарке!», «Бабкина в коме!», «Имярек, известный исполнитель/актер/музыкант, призывает всех…» и т.д.
2. «Свои ребята». Здесь манипулятор идентифицирует себя с простым народом, употребляет в речи «простонародные» слова и т.п. Наш гарант очень любит этот метод. И широко им пользуется)).
3. «Ярлык». В этом случае того, кто высказывает противоположенное мнение, невыгодное манипулятору, тут же обеспечивают непопулярным, зачастую уничижающим ярлыком - оскорбительными эпитетами, кличками и т.д. В итоге голос этого человека тонет в водовороте оскорблений, обвинений в глупости и насмешек.
4. «Глас народа». Использование суждений, высказываний, фраз, создающих впечатление, будто так делают все: «все врачи понимают, что...», «ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...» и т. п. Таким образом у человека вызывают чувство уверенности в том, что большинство членов определенной социальной общности, с которой он себя идентифицирует или мнение которой значимо для него, принимают подобные ценности, идеи, программы и т. п. В психологии это называется сверхобобщение и считается когнитивной ошибкой.
5. «Здесь и сейчас!». В этом случае людям просто не оставляют времени на обработку и оценку информации. «Завтра будет поздно!», «Решение должно быть принято без обдумывания, немедленно, иначе - катастрофа!». Все мы были свидетелями битв за туалетную бумагу и пакеты с гречкой, не так ли? «Если сегодня мы не введем карантин, завтра на улицах будут трупы!». Знакомо?
Я перечислил только пять методов, их гораздо больше: подмена понятий, использование метафор, табуирование, сакрализация, мифологизация и т.д. - все способы давно описаны и доступны для изучения.
Способы и средства МОС таковы:
1. Прямая ложь или дозированная правда.
2. Отбор и сортировка подаваемой информации. Об этом мы расскажем, а вот об этом факте умолчим.
3. Прикрытая или неприкрытая пропаганда.
4. Сенсационность. Непрерывная бомбардировка «плохими новостями» поддерживает в обществе необходимый уровень «нервозности».
5. Стереотипность и многократное повторение.
6. Шаблонность информации.
7. Упрощение и дробление информации.
Ну, и напоследок напомню, что в статистике есть такое понятие, как систематическая ошибка отбора, которая показывает, что при неправильном отборе вводных данных можно сделать ошибочные выводы. Практически любыми данными можно манипулировать так, что выводы окажутся совершенно противоположными настоящим результатам.
Отсюда:
https://www.facebook.com/groups/meddialog/permalink/2855702377883804/