Первое, что я хотел сказать вам: не воспринимайте это как лекцию московского профессора. Это политическая дискуссия на объявленные темы: политическая динамика в России и перспективы оппозиции. С вашего позволения я выскажу то, как я вижу ситуацию. Потом я отвечу на ваши вопросы и у каждого будет возможность высказаться. Так что воспринимайте это как политическую дискуссию, а не как лекцию академического учёного. Я сформулирую главный тезис своего выступления. В России завершается политический спад. Сейчас начинается новый политический подъём. Изменение началось в декабре 2011года. Очень редко в политике процессы развиваются только по восходящей- ситуация развивается волнообразно. За спадом следует новый подъём, который, как правило, выше предыдущего.
В России формируются сейчас условия для нового политического подъёма. Его признаки уже заметны. Я имею в виду голосование восьмого сентября. Обрисую вам ряд причин, почему я считаю, что в России начался подъём. Начну я с экономики. Плохое состояние экономики не ведёт к политическому подъёму. И то, что происходит в российской экономике, сочетается с рядом факторов, которые резко обостряют политическую ситуацию в стране. Что происходит в нашей экономике? В ней спад. Это уже известный факт. Несмотря на все попытки данное закамуфлировать, об этом говорят на самом высоком уровне. В этом году промышленного роста не будет вообще, а в следующем он будет отрицательным. Можно ли это объяснить влиянием мирового экономического кризиса? Нет. Нет никакой связи с происходящим в российской экономике и в мире. На самом деле, мир выходит из экономического кризиса: выходит США, Франция. Германия, собственно, уже вышла. Чем же объясняется упадок у нас? Крайне низким качеством управления. А экономический спад всегда сопровождается сжатием социальной сферы.
В России государственный капитализм. Обостряется борьба за ресурсы, а аппетиты у корпораций не уменьшаются. Не все могут выиграть. Сокращаются возможности мелкого и среднего бизнеса, потому что он связан с крупным и с потребителем, а у потребителя денег становится всё меньше и меньше. Средств для развития бизнеса, естественно, не прибавляется. Российская власть поступает так, как категорически не рекомендуют поступать все учебники: она давит на средний и мелкий бизнес, хотя другие страны сокращали налоги именно на эти страты, которые вытягивают часть людей из кризиса.В России всё наоборот. Почему? Потому что аппетиты сохраняются прежние. Увеличивают налоговое давление, акцизы- бизнес уходит в тень. Бизнесмены превращаются во врагов власти. Последнее десятилетие бизнес в политику не лез. Существовало негласное соглашение: вы платите и получаете возможность развиваться. Сейчас у вас нет такой возможности. Мелкий и средний бизнес сокращается, а он- влиятельная социальная сила. Нельзя так прижимать к стенке, поскольку реакция может быть непредсказуемой.
Что происходит с массой населения, относящейся к бюджетникам? Даже таким бюджетным категориям, как судьи, сотрудники полиции, чиновники, госслужащие, в следующем году зарплату не будут поднимать. Вы можете представить, до чего дошло состояние российского бюджета, что у тех, кто является опорой власти, зарплату не будут увеличивать. Что происходит с теми, кого финансировали по остаточному принципу? Это врачи, учителя и прочие, как говорят молодые люди, «отстойные слои населения». У них начинают отбирать средства через рост тарифов ЖКХ. Даже в Москве это- проблема, что же говорить о провинции? Многие семьи, грубо говоря, окажутся перед выбором: сегодня им гладить бельё или кипятить чайник. И это ничуть не выдуманная дилемма, поверьте. Сейчас в ряде регионов люди берут кредиты не для покупки жилья или тур-поездки, а для того, чтобы купить одежду, потому что зарплата уходит на питание и оплату услуг ЖКХ. Есть области на Урале, где 100% работоспособного населения имеет минимум по одному кредиту. Причём это кредиты на насущные нужды.
Два дня назад в Москве собрались активисты Всероссийского народного фронта, где представители мест кричали, что нельзя вводить социальные нормы, что ситуация чревата очень серьёзными последствиями для людей. Как вы думаете, власть прислушивается? Риторический вопрос. Тарифы замораживаются не для населения, а для промышленных предприятий. Компенсировать это будет население, всё перекладывается на него. Здесь вступает интересный фактор. В 90-е годы была аналогичная ситуация, но сейчас российская провинция готова протестовать. Даже в Питере и Москве ниже политический градус, чем в провинции. Такого не было очень давно. Это первое важное изменение. Второе: в провинции люди теперь считают такие формы протеста, как забастовку, манифестации, митинги приемлемыми. Изменилось их отношение к политическому протесту.
Ещё один фактор риска (довольно неполиткорректный)- это межнациональная нетерпимость. Она в России растёт, и растёт по двум линиям. Первая- это напряжённость между принимающим населением и мигрантами. Вторая- напряжённость между принимающим населением и выходцами с северного Кавказа. Вы слышали, конечно, что Россия вышла на второе место по количеству мигрантов. В США их больше, но у США больше экономических возможностей, мягко говоря. У нас это мигранты не из Белоруссии, Молдавии или Украины, как в 90-е годы. У нас это мигранты из Средней Азии, Вьетнама и Китая. Это создаёт напряжение- наша экономика не нуждается в таком количестве мигрантов. «Нам нужны дешёвые рабочие руки»,- абсолютное враньё. К чему приводит такое обилие мигрантов? Не нужно социологии- достаточно приехать на Комсомольскую площадь в Москве. Мигранты снижают цены на рабочие руки- это безусловный факт. Но наши работники должны были получать больше. И это идёт в ущерб всем нам, поскольку работа мигрантов характеризуется результатами чудовищно низкого качества. Мы все ощущаем постоянный конфликт с мигрантами: культурный, ценностный и, если хотите, религиозный. Такая среда благоприятна для распространения терроризма и фундаменталистских настроений. Можно много говорить о том, что они не виноваты, но их никто и не винит. Мы говорим сейчас о другом. Эта проблема входит в Москве в тройку самых острых. Думаю, в других городах ситуация такая же. Если эту ситуацию не решать, то это будет ещё одним фактором политического подъёма. А осуществиться он может в самых разнообразных формах.
И, наконец, третий фактор. Очень любят наши политологи порассуждать о конфликте элиты. Что интересно, существуют конспирологические версии, что нет прежнего единства, что в элитах не всё ладно, хотя бы от того, что пирог уменьшается, а его делят. Обсуждается вопрос, когда снимут правительство. Власть с маниакальным упорством делает всё, чтоб возбудить ненависть во всех слоях общества. Это неудивительная историческая закономерность. Не раз отмечалось на материалах различных стран, что все режимы, приходящие в упадок, ведут себя как сумасшедшие. Они делают ошибку за ошибкой, приближая свою собственную кончину. Вы можете это проследить. Не надо брать Кремль- это может оказаться опасным. Возьмите наш уровень. Есть такое правило: то, что внизу- это есть то, что наверху. Все модели поведения, по социологии, спускаются сверху вниз. Вы видите, как ведут себя чиновники? Всё настолько цинично, шито белыми нитками, что никто не верит никаким официальным объяснениям. Перед тем, как пасть политически, власть теряет право в глазах людей называться властью, поскольку она тотально несправедлива и тотально неэффективна. Для того, чтобы оставаться легитимной в глазах народа, она должна быть и справедливой, и эффективной, но последним, как показывает история, можно пренебречь. Советская власть была неэффективной, но справедливой. Капиталистическое общество может быть несправедливым, но оно эффективно. Российская власть умудрилась стать одновременно и неэффективной, и тотально несправедливой. Для людей такое положение вещей непереносимо.
Источник
http://rusplatforma.org/novosti/news4890/