Валерий Соловей: "Новохоперские уроки"

Jun 23, 2013 19:19



События 22 июня в Новохоперском районе Воронежской области - уничтожение демонстрантами геологического оборудования - имеют нерядовое значение. Они свидетельствуют о начале серьезного сдвига к более активным формам политической борьбы. Но сначала о подоплеке происходящего, мало кому в России известной и тщательно замалчиваемой.

На юго-западе Европейской части России, в черноземной Воронежской области намерены начать разработку никелевых месторождений. Сам этот металл и его добыча весьма опасны. Неслучайно в США полностью прекратили добычу никеля, предпочитая его покупать у других стран. Неслучайно Норильск считается одним из самых загрязненных городов мира, где опасно жить, особенно детям. И вот экологическую бомбу закладывают теперь в сердце России.

Добыча никеля в Воронежской области неизбежно повлечет за собой его проникновение в водоносные пласты, питающие пять крупных рек и, соответственно, к распространению яда по большей части Европейской России, включая Москву. Под ударом окажутся жизни десятков миллионов людей. Стране грозит экологическая катастрофа, которой мир еще не знал.

И это не преувеличение, не дешевая торговля страхом, а лишь блеклая копия тех оценок, которые довелось слышать из уст официальных экологов, чиновников и людей, призванных защищать национальную безопасность. Причем слышать еще полтора года тому, но исключительно приватно. Публично они выступать не решаются, равно как пальцем о палец не ударяют, дабы воспрепятствовать надвигающейся беде.

Почему? На кону стоят такие деньжищи, что жизнь человеческая в счет не идет. Начальная стоимость разработок оценивается более чем в миллиард долларов, а продажа никеля американцам (по слухам, переговоры уже ведутся) принесет прибыль на порядок больше. Вот и молчат официальные экологи, чиновники и офицеры - одни из-за трусости, другие - из-за жадности.

У грозящей России экологической катастрофы есть конкретные вдохновители и исполнители. Вот их имена: Искандар Махмудов, глава Уральской горно-металлургической компании, Владимир Гордеев, губернатор Воронежской области, а также покровительствующие им высокопоставленные федеральные чиновники, имена которых всем слишком хорошо известны.

Что в такой ситуации делать людям? Они стали сопротивляться: собирали подписи под петициями, участвовали в общественных слушаниях, проводили митинги и шествия, направляли письма президенту России. Причем требовали сущей малости: провести в Воронежской области референдум о том, разрабатывать на ее территории никелевые месторождения или же нет. Ничего более вегетарианского даже представить нельзя в ситуации, когда вопрос стоит, - ни много, ни мало - о ЖИЗНИ людей.

В лучшем случае от протестующих отмахивались как от назойливых мух, в худшем - избивали. Однако человеческое терпение не безгранично. Протест из пассивного естественно и закономерно перерос в активный.

Но даже в этом случае протестующие вели себя достойно и сдержанно: они уничтожили лишь геологическую технику, даже пальцем не тронув геологов и полицейских. В сущности, все произошедшее в Новохоперском районе можно трактовать как акт коллективной самообороны - защиты местным населением своей земли и самих жизней от посягательств со стороны покрываемых властью бизнес-хищников.

Из новохоперского опыта следуют два важных и отнюдь не локального значения политических урока. Первый: как бы русские не были задавлены властью, они готовы мобилизоваться для защиты своих прав и жизненных интересов. И это наглядный ответ тем, кто полагает, что Россию снова надолго «заморозили». Сегодняшний политический упадок неизбежно сменится новым подъемом, причем произойдет это гораздо быстрее, чем кажется.

Второй урок: люди в России готовы защищать непосредственно переживаемые и осязаемые интересы, но не фикции и абстрактные идеи. Требование свободы политзаключенным не отзовется в сердцах подавляющего большинства русских. Не откликнутся они и на лозунг «Россия без Путина!». Пусть Путин им не нравится, но еще меньше нравятся те, кто этот лозунг провозглашает. Требование «русской власти» для русского народа точно такая же абстракция, как и требования правового государства и политической демократии.

А вот тарифы ЖКХ всех задевают, всех касаются, всеми ощущаются. Как ежедневно ощущается жителями крупных городов засилье мигрантов и этнической преступности.

Я не утверждаю, что сугубо политические лозунги бессмысленны, а лишь обращаю внимание, что лозунги и требования работают исключительно в зависимости от конкретной ситуации. Бессмысленно призывать к честным выборам год спустя после выборов. Но этот лозунг вполне может сработать после 8 сентября, когда пройдут муниципальные выборы. Тем более мы знаем, КАК они будут проведены.

Что касается перспектив новохоперской ситуации, то, на мой взгляд, есть два варианта ее развития. Первый: у власти сработает инстинкт самосохранения и на никелевом проекте будет поставлен жирный и окончательный крест. И тогда Новохоперск станет ярким доказательством того, что русские могут добиваться политических побед. Пусть пока локальных.

Второй вариант: жадность берет вверх над остатками разума. Тогда пружина массового недовольства сожмется еще сильнее. Русским людям в Воронежском крае отступать некуда, им останется лишь идти до конца. Не завидую я тем, кто окажется на пути пружины, когда она начнет распрямляться.

председатель партии «Новая Сила»
Валерий Соловей http://novayasila.org/lenta/news480/

русские, обидно, маразм, Новая сила, добро победит, неравнодушие

Previous post Next post
Up