Вчера опрометчиво пообещав зафиксировать свои впечатления, пришла домой с намерением напрячь Музу и сотворить шедевр под стать спектаклю... Ага... Потрепав меня по плечу, мол, справляйся сама, Муза ободряюще улыбнулась и… отбыла в неизвестном направлении по своим, музьим делам. А я, положив под блокнот томик Достоевского, как нерадивые, но суеверные студенты, спящие на учебниках перед экзаменом, взялась за разбор своих сумбурных впечатлений…
Итак. Упорядочим беспорядочное.
Причины, по которым пошла
1. Единственный непросмотренный мною спектакль в РАМТ, в котором занят Александр Устюгов. Да еще в какой роли!
2. Периодически натыкаясь в сети на отдельные отзывы, мнения и даже дискуссии, посвященные этой постановке, была донельзя заинтригована: настолько разными были мнения - просто диаметрально противоположными…
А уж когда посмотрела "Идиота" в Табакерке, а затем и сериал Бортко, любопытство мое достигло апогея…
Бытовые подробности
На подступах к театру увидели толпу галдящих подростков и с ужасом обнаружили, что все они направляются именно к РАМТу. Страхи за состояние и качество зрительного зала обрели новую почву в, пардон за интимные подробности, женском туалете, где стайка юных девушек с хохотом и легким матерком фотографировали друг друга на мобильные в интерьерах туалетных кабинок.
И когда в зале стал гаснуть свет и раздалось восторженное улюлюканье, я попрощалась с надеждами на адекватный и вменяемый зал. Как же я ошиблась: такая гробовая тишина, так мало невыключенных телефонов, ни единой вспышки несанкционированного фотоаппарата…
За нами сидел юноша, который пытался комментировать происходящее (дабы произвести впечатление на спутницу), но и он внял моим грозным взглядам, которые я на него бросала…
Убила бы, конечно, свою соседку, которую телефон не только не выключила, не перевела в бесшумный режим, засунула подальше в сумку и во время второго действия умудрилась ответить на звонок. Хорошо, что на сцене в это время шел один из пластических номеров и ее судорожное: "Не могу говорить, я - НА КОНЦЕРТЕ!" - прошло практически незамеченным. Но от жестокой расправы ее спасло только то, что расправа привлекла бы гораздо больше внимания, нежели ее гл.., ту…, не могу слова подобрать (Муза, посмеиваясь, выглядывает из-за занавески. А ну иди сюда! Кому говорю! Сейчас же про самое главное писать надо будет…)
Процесс вручения цветов на поклонах превратился практически в бои без правил. Чтобы пробиться к сцене, пришлось приложить недюженные усилия. А потом еще и продемонстрировать вокальные данные, чтобы привлечь внимание актера. Перекрывая музыку, овации и крики "Браво!", над залом разносилось: "Нелли! Нелли!!!" ТАКОЕ я видела впервые…
Спектакль
Зная запутанность сюжетной линии, опасалась, все ли будет понятно тем, кого я пригласила. Результат: 50х50. К финалу, конечно же, всем все стало ясно, но в антракте звучали претензии в том, что все слишком запутано. Но это скорее к Федору Михайловичу, нежели к постановке… На мой взгляд, некоторые вещи в спектакле оставлены были зря: они уводили в сторону от основной сюжетной линии и смотрелись лишними, хотя и интересными…
Очень понравилось отсутствие декораций - лишь изломанное пространство… Отсутствие реквизита - стол, табурет, лестница да целлофан… Прекрасные струящиеся платья, видеофрагменты… восхитительно…
Ну и, собственно, самое животрепещущее - актеры.
Только не бейте ногами, но мне не всегда была понятна мотивация тех или иных поступков князя Мышкина. При том, что сыграно Денисом Баландиным было невыносимо пронзительно… Не спрашивайте, о конкретных примерах, я записываю лишь ощущения…
А вот Настасья Филипповна получилась. Не столь рефлексирующая, как у М. Зудиной, менее жестокая и волевая, чем у Л. Вележевой, Ирина Низина сыграла более простую, но неизмеримо более страстную женщину. Просто обуреваемую страстями. И эти огненные волосы… Самый первый эпизод спектакля: падающий снег постепенно превращается в летящие в небо искры, и пламя волос, и сильные руки, разминающие ей спину, как перед тяжелой физической нагрузкой, как перед схваткой…
Образ Аглаи в этом спектакле получился, на мой взгляд, немного приглушенным…
Парфен Рогожин (Александр Устюгов). Поражена. Роль - однозначно, лучшая. Но что самое главное, непохожая ни на Машкова, ни на Бойко. Совсем другой Рогожин. Любящий, страстный… И чего Настасья Филипповна не выбрала его? Ну да, торговал. Ну да, бешено ревновал, но ведь потому только, что чувствовал, что не любит, что против воли с ним… А та редкая нежность, что вдруг рождалась между ними?.. Дорогого стоит…
Александр - браво!!! Не могу не отметить великолепную пластику - танец со столом, когда Парфена корчит, ломает, он просто места себе не находит, просто незабываемый…
Ну и последнее. Танцы. Даже если вы, как и я, ничего в них не понимаете, скрытый смысл в рисунке не читаете, то атмосферу, настроение, которое они создают, не почувствовать не сможете. Достоевщиной от них веет!!! Сплетение людей и судеб, изломы человеческих жизней, любовь, страсть, ревность и смерть, так трудно про это даже написать, но оказывается вполне возможно говорить об этом в танце…
Все.
Когда следующий?!!