я всё хотела поделиться своим революционным открытием в области речевого развития детей, и вот наконец есть возможность :)
сразу оговорюсь (а то я вас знаю!), что это только личный опыт и ничего более. может, пригодится кому, может, нет. в любом случае мне самой будет интересно читать это через несколько лет, значит, посту быть.
когда Юля только появилась, у меня был план. впрочем, он никуда не делся и сейчас, хотя в него и внесены некоторые коррективы.
план этот заключался в том, чтобы к началу школы Юля знала наизусть все более-менее положенные стихотворения из школьной программы. кому смешно, можете дальше не читать. кому интересно - читайте :)
в основе этого плана лежит трезвый расчёт: дошкольнику не составляет особого труда запомнить довольно большой объем информации, так уж устроен мозг, а то время, которое в школе приходится тратить на зубрёжку программных стихотворений, можно употребить на что-нибудь другое более полезное или весёлое. при этом необходимость собственно заучивания текстов презюмируется, я считаю, что это нужное и полезное во всех отношениях знание.
имеется также и собственный опыт выдачи "У Лукоморья дуб зелёный" сразу после того, как его задали на дом классе в третьем, потому что наша бабушка имела привычку бормотать данное стихотворение себе под нос, занимаясь хозяйственными делами, такое вот у неё было во времена моего детства развлечение. и после я много раз сетовала, что же бабушка других-то стихов не читала, и мне приходится их самой учить. хотя нет, вот это "Не ветер бушует над бором..." у неё в репертуаре тоже было, но реже. и ещё по мелочи, но почему-то почти всегда не до конца.
к окончанию школы у меня в голове было очень много классических стихов и кое-что из ХХ века, но к 30 годам, конечно, остались одни обрывки. и вот почти сразу после Юлиного рождения я начала появившиеся пробелы восполнять, и много всего подучила. а что? отличная профилактика болезни Альцгеймера, между прочим.
надо ещё отметить, что у нас в семье не принято особенно много трындеть. минимум слов по делу - и оба (я имею в виду себя и мужа) утыкаемся в свои ноутбуки. так было и до рождения Юли, продолжилось и после и даже усугубилось в связи с необходимостью хранить гробовое молчание во время детского сна, мы теперь вообще отлично разговариваем при помощи бровей.
поэтому всякие рекомендации типа "больше разговаривайте с ребёнком" ввергали нас обоих в ступор. я даже несколько раз пробовала с Юлей обсудить обстановку в парке, но кроме перечисления названий встречавшихся растений мне ничего в голову не приходило. ну типа "вот берёза. вот ещё берёза. а это сосна. сосна - хвойное дерево. на ней растут шишки. мммм. шишки. в шишках зёрнышки. а это клён ясенелистный, его семена называются крылатками. и вот снова берёза". офигенно развивающий диалог, интересный обеим сторонам!
в итоге оказалось, что мне проще ходить по парку и читать стихи. на такой громкости, чтобы Юле в коляске было слышно, но по возможности чтобы не шокировать окружающих.
сначала это были, конечно, Лермонтов, Пушкин, Крылов (у него басни, конечно, не стихи), Некрасов. временами проскакивали Тютчев, Есенин, Маяковский. Грибоедов с монологом Чацкого неплох тоже. кстати, во взрослом возрасте, хоть бы и под пролактином, стихи хорошо учатся, проще, чем в школе. даже новые, я не говорю уже про те, которые только освежить нужно было.
ну я читала ей. во время прогулок, во время еды, когда она уже в стульчике сидела. стихи здорово зомбируют, почти как телик, и ребёнок лучше ест :)
а потом как-то классика отошла на второй план, а на первый вышел Корней наш Иванович Чуковский. думаю, это потому, что его стихи изданы в виде классных книжек-панорамок, где фигурки вырезанные и эффект 3D. Юле нравилось вместе со мной читать эти книжки, точнее, рассматривать картинки, показывать, где какой зверь, а я параллельно бубнила тексты. ну и слова у Чуковского проще, много про животных, есть, что обсудить с ребёнком, и ритм такой хороший, живой.
и всё это время казалось, что уж из такого ассортимента разнообразнейших слов и текстов Юля как-то сама выберет себе то, что будет воспроизводить, и в один прекрасный день вдруг выдаст сразу сложноподчинённое предложение, желательно пятистопным ямбом.
а потом (кстати, сейчас Юля очень смешно говорит "а потом...", например, "а потом гьетька" - это значит, что уже сейчас надо давать гречку, а не сначала мыть руки, а потом уже есть) был внезапный визит к логопеду в полтора года, на котором Юле поставили задержку речевого развития под вопросом. мы посмеялись, конечно, но как-то почти незаметно стали немного больше внимания уделять разным разговорам.
и в какой то момент мы перешли к тому, что
krisdenisova назвала "это мячик. мячик. МЯЧИК блеать" (С) :)
в общем, стали чаще и настойчивее называть предметы. и стали отчётливо произносить простые словосочетания, например: Юля упала. Ложка упала. Мишка упал. Гречка горячая. Чай горячий. Вода холодная. Руки холодные. и в таком духе.
довольно быстро это стало давать результаты. не скажу, что именно наш подход помог, возможно, просто время пришло, но факт в том, что Юля начала эти простые слова и словосочетания употреблять.
ей вообще нравится говорить и повторять слова за нами, но, согласитесь, проще сказать "ложка упала" ("лоська па"), чем "У Лукоморья дуб зелёный//Златая цепь на дубе том" (о чём это вообще? что означают все эти звуки? до момента появления Кота там вообще сплошная абстракция, как, впрочем, и далее).
и тут я перехожу к основной части своего гениального открытия (которое наверняка уже до меня кто-то открыл, но мне не рассказал), после чего пойду наконец спать.
вспомните, как вы уже в сознательном возрасте учили иностранный язык. a table. this is a table. a pen. a blue pen. a pen is on the table. и в таком духе. наверное, мало кто начинал изучать английский с многократного прослушивания монолога "To be or not to be", правда?
сначала простые слова, потом их простые сочетания, потом уже более сложные. причём, я помню, рекомендуется с каждым словом составить несколько простых предложений и их произнести несколько раз, тогда слово запомнится. конечно, взрослые одновременно со словами изучают грамматику, но с этим можно и повременить, вызубрить несколько десятков или сотен паттернов и сносно изъясняться на выбранном языке и даже строить по аналогии простые грамматические конструкции из схожих слов.
возможно, в возникновении этой теории частично виноват самоучитель по испанскому, который я слушала в октябре, там именно набивали всякие основы типа "меня зовут Вася" и "как пройти в библиотеку".
вот и подумалось мне, что можно эту тему с паттернами применить в общении с ребёнком. конечно, сначала будут реальные предметы и простые глаголы, но это, в принципе, и есть самое нужное в любом языке.
дальше можете развить эту тему сами, я уже устала что-то :)
на всякий случай поясню, что у меня нет никаких суперцелей типа "100 слов к двум годам" (только стихи к школе!), но рано или поздно говорить в любом случае придётся, так почему бы не упростить задачу.
а тем временем у Юли какой-то локальный прорыв, сегодня она декламировала "Мойдодыра", причём мы с
top_or'ом некоторое время не могли понять, о чём она, до ключевого слова "каисём" - колесом.
а это было:
Боже, Боже, что случилось,
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
(дальше путаница из утюгов, пирогов и сапог ггг).