У Локи дурная репутация. Когда Снорри писал свою «Младшую Эдду», он не мыслил себе религию без четко очерченной морали того или иного рода - без ясного разделения на добро и зло. Тех, кого он считал «добрыми», как, например, Одина, полагалось чтить; тех же, кто казался ему «злым», как Локи, следовало причислить к бесам. Но личный гнозис наших современников, подкрепленный бесчисленными свидетельствами, говорит несколько о другом: Один - не только мудрый старец, принесший себя в жертву ради знаний. Многие и многие из нас имели дело с другой ипостасью Одина - с отвязным парнем, который совсем не прочь надраться в компании с тем же Локи и сплясать в обнимку с первой подвернувшейся красоткой. В этом своем обличье Один не настолько смахивает на Иисуса, как пытался убедить своих читателей Снорри.
И с Локи - ровно та же история, только наоборот. В свое время Локи почитали за хитроумие, смекалку и способность находить выход из любого тупика, и на этом основании Снорри решил, что Локи сопоставим с христианским Сатаной. Обратите внимание, что ни один из учеников Христа не блистал подобными талантами. Христианская церковь не стремилась поощрять такие способности в своих последователях. Поэтому ничего удивительного, что Локи был истолкован как аналог Сатаны.
Существуют серьезные научные исследования, в которых доказывается, что некоторые сюжеты Снорри целенаправленно изменил, чтобы они лучше вписывались в эту схему черно-белой морали. По сей день ученые спорят, действительно ли считалось, что Локи сыграет ту роль в гибели богов, которая приписывается ему в «Младшей Эдде»: известны (и не из личного гнозиса наших современников, а из старинных источников) другие версии Рагнарёка, в которых Локи напрочь отсутствует. Некоторые сомнения вызывает даже содержание «Перебранки Локи» из «Старшей Эдды».
Среди северных язычников полно таких, кто возлагает на Локи вину и за плохую погоду, и за проблемы в личной жизни, и вообще за все, что вызывает недовольство и неудобство. По-своему они не так уж и неправы: Локи - бог творческого, продуктивного разрушения, так что Он нередко берет в свои руки те ситуации, в которых необходимо что-то изменить.
Итак, можно (и нужно) чтить Локи, не будучи при этом отморозком. Мораль и этика тех, кто чтит Локи не столь уж и отличны от морали и этики тех, кто поклоняется Одину, Фрейе или даже Скади. Сила Локи выпестовала и взрастила немало полезного.
Но это так лишь потому, что я стараюсь изо всех сил. Я отдаю себе отчет, что представляю в этом мире не самого популярного из богов и что в каждых новых обстоятельствах мне первым делом приходится доказывать, что мне можно доверять. Что я пойду прямым путем, если, конечно, тот не уводит в сторону от цели. Что я не украду, а вежливо попрошу то, что мне нужно, или, еще лучше, заслужу на это право.
Среди тех, кто притязает на родство с Локи, слишком много таких, кто меня откровенно смущает. Таких, кто использует его лишь как средство для достижения личных целей. Таких, кто прикрывается его именем, чтобы пользоваться благами той социальной среды, которую сформировали локианцы, или оправдывать свои отвратительные выходки («Это не я, это Локи меня заставил!»).
Поэтому я вас спрашиваю: что полезного вы сделали, чтобы восстановить доброе имя божества, которому вы служите? Понимаете ли вы, что ваши слова и поступки бросают тень на всех, кого вы объявляете своими близкими (будь то боги, или ваши единоверцы, друзья или родные)? И что вы изменили в себе ради того, чтобы о ваших любимых думали лучше? (с)
Дель Ташлин