Несколько интересных отзывов по моей любимой Американской истории ужасов.
Dark side of the mood
У мужа была жена, у жены был большой живот. Муж изменил жене, жена не выдержала и потеряла ребенка. И хотя жена простила мужа, их почти общим решением стал переезд. Новый дом - дешевый, но чего-то слишком странный - оказался местной достопримечательностью: здесь вот уже добрых три четверти века раз за разом вполне себе загадочно помирают здоровые люди.
Время успешно шагает ногами, но творец не бежит за ним. Ему безразлична и мода, и зрительские притязания теперешнего поколения. Вот и этот альманах чудесных заокеанских баек к веку высоких технологий имеет отношение крайне условное. Составленный из доброго десятка сюжетов, умело загнанных воедино в полуподвальное помещение жилого дома на улице без названия, он имеет явное сходство с целым рядом картин, среди которых и «Другие» Аменабара, и «Сияние» Кубрика, и уж тем более «1408» Хофстрема.
Истории, поместившиеся в первый сезон сериала, приковывают к себе пристальное внимание хотя бы потому, что даже при стопроцентной узнаваемости той или иной тематики, не впадают в крайности и невероятно зрелищно, порой действительно забавно раскрывают тот или иной замысел автора. Все выглядит нарочито просто и доступно, притом, что само по себе содержание «Американской истории ужасов» не в меру категорично в оценке участников описываемых событий. Шансов уйти от так называемого правосудия лишены даже с виду заслуживающие такового, но, что удивительно, заканчивается кино более чем на позитивной, счастливой, даже сентиментальной ноте.
И дело здесь не в возможной примитивности изначальной задумки, не в самой реализации и даже не в личности автора. Построенный целиком и полностью на суровом, жестком психологизме сюжет «Истории» умудряется напугать не только шикарными появлениями людей минувших эпох в пустых секунду назад пространствах, но и тонким, ювелирным надрезом головного мозга зрителей, выуживанием оттуда настоящих, «бытовых» страхов и дальнейшим искуснейшим эксплуатированием оных.
Здесь нет нестабильных субстанций, вроде бессмысленно вкрапленных в повествование второстепенных персонажей, нет завуалированного полиэтиленом пафоса, нет ненужных ответвлений в центральном развитии сценарных загогулин. Зато есть мастерски расставленные вазами по углам акценты и проведенные отнюдь не пунктиром линии, которые на первый взгляд общих точек с первостепенной задачей картины пусть и не имеют, однако же на поверку оказываются важными составляющими основного действа, умело его дополняющими, а порой и вовсе превалирующими над ним.
И это только к лучшему, ведь ценность любого произведения - в умении автора создать на редкость правдоподобный мир: со своими правилами и закономерностями, характерными персонажами и понятным для них ходом вещей. В этом смысле «Американская история ужасов» отвечает всем вышеперечисленным критериям, удовлетворяя тех из них, которые кажутся режиссерам наиболее необходимыми для синтеза настоящего образчика жанра.
Мастерство не признак стабильности, но наоборот. Призраки могут быть лживыми, мерзкими и противными, но они тоже когда-то топтали землю. «История» способна вызывать нездоровую бессонницу, но не в этом ее оригинальность. Выполняя свою первостепенную задачу (напугать сидящего перед экраном), картина на ней не зацикливается, и не только полностью раскрывает мотивы поступков, но и преобразует исходно всего лишь неплохой ужастик в потрясающую психологическую драму, где чувства людей - неважно, каких именно: живых или мертвых - намного важнее хитрых старушек, уродливых детишек и прочих владельцев плюшевых мишек.
Мое отношение к этому сериалу менялось от серии к серии, то вниз, то вверх. Изначально я не планировал смотреть его целиком, а пару-тройку серий для ознакомления и создания некого представления о работе. Привлеченный именами (прежде всего Jessica Lange) я начал просмотр. Чрезмерный натурализм некоторых сцен в сочетании с гениальными работами большей части актерского состава, удачными операторскими работами, грамотным монтажом и отменным саундтреком рождали внутри меня противоречивые чувства. Буквально на каждой серии я говорил себе, что посмотрел достаточно чтобы сделать выводы и быть готовым к разговору о фильме в своем, киношном мире… Но талантливо построенный на интриге финал эпизодов, пробуждал традиционное кошачье-человеческое любопытство. В итоге я досмотрел сезон до двенадцатого (как мне кажется последнего, в первом сезоне) эпизода, и не раскаиваюсь о потраченном времени.
Если давать краткую характеристику фильму, я бы сказал: картина настолько талантлива и отвратительна, что её невозможно не смотреть, зачастую широко зажмуренными глазами.
На мой вкус, если бы смягчить натурализм (и только его) я бы поставил сериалу высший бал. Придраться не к чему: рассказанная история (а точнее серия историй) интересна, в меру избита и очень хорошо подана. Про актерско-съемочную составляющую, я сказал-похвалил выше. И не являясь поклонником ужастиков «в чистом виже», я с большим удовольствием смотрел фильм как цепочку социально-драматического действа, в котором тоже вроде бы нет ни чего нового, но и в любой мелодии все те же семь нот.
Думаю добавить мне более нечего. Стоит ли смотреть? Могу ли я рекомендовать… Мммм… не знаю даже. Наверно впечатлительным людям или с нервными расстройствами, только с большой осторожностью, а может даже и не нужно. А тем кто в себе уверен, не боится сцен расчлененки и готов пережить «эту творческую часть фильма» (к слову порядка 10% не более, от всего экранного времени), тем кто любит неожиданные повороты событий, саспенс, интригу, драматизм и хорошую работу актеров, наверно стоит рискнуть. Бросить-то, никогда не поздно…