Большинство проблем и нестроений в жизни христиан происходят от неправильной духовной жизни. В конечном итоге, неправильная духовная жизнь может ослабить веру, привести к ее разрушению или же превратить такого человека в натуральное чудовище. Зачастую, человек вообще не понимает, к чему он стремится, просто исполняя обряды "как положено". Особую роль в этом обрядоверии играет отношение к покаянию. Есть такая убежденность, что все что сказано на исповеди автоматически прощается Богом. Произнеся подробно все чем нагрешил, ты якобы отходишь чистым аки ангел и можно грешить далее. Главное - все запомнить, записать и рассказать на следующей исповеди. Все рассказанное стирается из твоей жизни как не бывшее (привет от мерзкой книжонки "Мытарства блаженной Феодоры").
После исповеди этот "ангел" причащается св. Тайн и - круг замкнулся, "духовная жизнь" налажена. Если добавим сюда еще посещение воскресных служб и утренние и вечерние молитвы, то можно уже рассуждать о том, что ты "несть якоже прочие человецы" - ты живешь духовной жизнью! Вот только лучше не становишься ни капли. Иногда совесть или ближние будут об этом напоминать. Если человек внемлет им, то будет пытаться разорвать порочный круг. Ну, а что бы он не внимал, есть на это у псевдодуховной жизни своя уловка - смиренничество.
Смиренничество, разумеется, ничего общего со истинным смирением не имеет, оно обезъянничает лишь подражая этой добродетели. Так вот, оказывается ты и не должен замечать в себе никаких улучшений, а наоборот, считать себя самым худшим из людей. Ведь так делали святые отцы - почему бы и нам не взять с них пример? Не знаю, что на самом деле чувствовали и думали святые, но они были чистыми сердцем. Но что может быть хуже того, когда человек не научившийся себя с ближними вести по-христиански, начнет называть себя "самым худшим из людей"? Ведь такому человеку все дозволено! В самом деле - чем можно испачкать грязь? Чем ухудшить самое худшее? "Ну извини, что я тебе нагадил - вот я такой - самый худший из людей, завтра нагажу вдвое больше!" Для такого человека смиренничество будет означать лишь одно - можно ни капли сил не прилагать к тому что бы стать лучше, главное почаще называть свои грехи на исповеди.
Так в чем же действительно, состоит цель духовной жини и истинное смирение?
Преп Симеон Новый Богослов:
"И в будущей жизни христианин не будет испытуем, отрекся ли он мира, постился ли совершал ли бдения, молился ли, плакал ли и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу...
Подобие же Христу составляют истина, кротость, правда, и вместе с ними смирение и человеколюбие. Истина зрится во всех словах, а кротость во всех противословиях; потому что кроткий, похвалами ли окружен, или порицаниями, хранит себя бесстрастным, и ни похвалами не превозносится, ни порицаниями не огорчается. Правда зрится во всех делах: ибо как определяем мы тяжесть вещей посредством весов и как узнаем качество золота чрез потирание его о камень, так ни в каком начинании не выходим мы из пределов правды, если при этом содержим в памяти те меры (способы измерения или весы), какие даровал нам Господь наш (заповеди). Смирение есть как бы неокрадомая сокровищница, устрояемая в том уме, который носит убеждение, что только силою благодати, приемлемой от Христа, имеются в нем показанные добрые качества, то есть истина, кротость и правда. Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым, и нечестивым, и добрым, и злым, и знаемым, и незнаемым, как и Сам Бог всем благотворит, воссиявает солнце на праведные и неправедные, дождит на злые и благие. Итак, те, которые прияли сие от Христа, от Него имеют подобие Ему, как сын от отца имеет подобие отцу, потому что сын не бывает иначе, как из естества отца своего. Для того Бог соделался человеком, и чрез такое соединение Божества с человеческим естеством царствует Божество над естеством человеческим, как написано: наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды (Пс.44:5). Таким образом, над кем не восцарствовал Христос чрез те добродетели, о которых мы сказали, тот не подобен Христу, как отцу, и недостоин внити в царствие небесное. Воистину так есть. Почему излишни все прочие подвиги, если не бывают ради их."