Елизавета II паникует перед референдумом за отделение Шотландии: четыре причины конца «великой» БританииПоследние результаты опроса показывают, что за отделение выступило более половины шотландцев Если в начале августе остаться в составе Великобритании хотели 71% жителей Шотландии, то к 7 сентября
их число сократилось сразу до 49%. Это изменение уже вызвало бурную перепалку на телевидении.
Резкий перепад объясняют тем, что сторонникам независимости удалось привлечь на свою сторону молодежь - пообещав на конституционном уровне закрепить права на бесплатное высшее образование и занятость, а также снизить минимальный возраст для участия в голосованиях с 18 до 16 лет.
Это известие
вызвало панику у лондонского режима. Министр финансов Джордж Осборн
начал увещевать шотландцев остаться в составе Соединенного Королевства, обещая большую автономию. А Елизавета II, после проведения закрытых переговоров с премьером Д.Кэмероном по поводу перспектив распада страны, отправилась в своё шотландское имение Балморал, где решила остаться по меньшей мере до дня голосования, то есть, до 18 сентября. Официально - чтобы принять участие в «Играх горцев». Неофициально - чтобы своим присутствием активизировать противников отделения.
Многие британцы помнят пиар-ход Елизаветы II в 1977 году, которая накануне референдума о расширении полномочий местных правительств в Шотландии и Уэльсе заявила: «Среди моих предков есть короли и королевы Англии и Шотландии, принцы Уэльса, поэтому я готова понять ваши устремления. Но я не могу забыть, что я была коронована королевой Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии». 37 лет назад эти слова подействовали, и результаты референдума не привели к большей автономии Уэльса и Шотландии. Но услышат ли королеву в этот раз?
Английская пресса уже пестрит заголовками о том, что «у Британии осталось 10 дней, чтобы спасти Унию «пути назад больше нет». И с этим сложно не согласиться. Хотя в Соединенном Королевстве давно культивировался образ «любимой королевы», официально сохраняющей в соответствии со статусом конституционного монарха нейтральную позицию в вопросе о независимости Шотландии. так что, в случае отделения региона она официально сохранит титул «королевы Шотландии». Однако, по заявлению бывшего министра обороны Лиама Фокса, среди сторонников Шотландской националистической партии сильны антимонархические настроения. Поэтому, «как только они получат независимость, следующей их целью будет провозглашение Шотландии республикой».
Несмотря на внешне успокаивающие заявления со стороны главного проводника идеи отделения - первого министра Шотландии Алекса Салмонда по поводу королевского статуса Елизаветы, - депутат шотландского парламента Джон Мэйсон уже призывает устроить референдум по поводу государственного устройства Шотландии - как только королева отречется от престола или скончается.
А ждать явно осталось не долго.
Во-первых, самой Елизавете уже 88 лет. Во-вторых, сам факт референдума является для нее серьезным психологическим стрессом, поскольку именно покорение Шотландии заложило принципы «унии» и, по сути, базу для продвижения правящей династии. Дворцовая челядь уже выболтала прессе, что «королева - унионист» и возможность независимости Шотландии «ужасает ее», ставя монархию на «неизведанный путь конституционного кризиса».
В-третьих, Шотландия, в которой чуть больше 5 млн. жителей, добывает нефти и других полезных ископаемых куда больше, чем все остальные земли, входящие в состав Объединенного Королевства. Сама Британия, как и королева, ничего не производит, паразитируя на своём статусе «финансового центра» - который может существовать лишь в условиях стабильности.
Результат предварительного голосования шотландцев на референдуме уже опустил стоимость фунта до $1,622 (за последнюю неделю британская валюта подешевела на 1,6%). Если Лондон пойдет на обострение ситуации, все это закончится гражданскими столкновениями и автоматическим оттоком спекулянтов с лондонской биржи (недаром говорят - «деньги любят тишину»).
При этом Британия может потерять «высший кредитный рейтинг» AAA и получит увеличение стоимости заимствований. Нужно учитывать, что в случае отделения фунт рухнет еще сильнее - поскольку денежная масса начнет переливаться в Англию из Шотландии (как это было в России в начале 90-х при отделении «независимых республик»).
Получив независимость, Шотландия скорее всего выберет собственную валюту, центробанк и министерство финансов, обеспечивающих необходимую инфраструктуру для создания эмиссии собственной валюты и привлечения инвестиций - прежде всего в нефтяные разработки.
Наличие собственной валюты обеспечило бы экономике страны ту гибкость, которая нужна для осуществления необходимых конкурентных корректировок, а собственный центробанк позволит играть процентными ставками в соответствии с интересами экономики страны.
В-четвертых, изменения произойдет и на уровне символов. Ведь широко разрекламированный «Union Jack» - это три флага, три креста, совмещенные вместе. С отделением Шотландии с флага пропадет синий фон и косой белый крест. Оставшиеся два сделают символ Британии похожим на флаг Грузии - бело-красный. Помимо мощного имиджевого удара на международном уровне и падении самооценки нации, нет сомнения и в том, что вслед за Шотландией возобновятся и сецессионистские настроения в Сев. Ирландии…
Впрочем, не все так просто.
ИГРЫ ЖИДОКРАТОВ
Шотландия отличается высокой концентрированностью финансового сектора: совокупный размер активов крупнейших банков страны превосходит ВВП страны в 12 раз (в Исландии на момент банковского кризиса было в 7 раз). Нет сомнения, что появятся игроки «на понижение». В этом случае для шотландского центробанка будет чрезвычайно сложно финансировать программу спасения банков от кризиса, который наверняка начнут провоцировать лондонские банкиры. Нет сомения в том, что уже на первом этапе после объявления независимости, они наверняка начнут играть на хаосе, призывая шотландских вкладчиков «обезопасить свои деньги в английских банках, пользующихся гарантированной Банка Англии».
По идее, в ответ правительство Шотландии может ввести контроль над капиталом. И т.д. - этот вектор можно продолжать достаточно долго.
Так что, «запасайтесь поп-корном» - впереди еще много событий…